Как создают мобильные приложения: что это за процесс, как делают план и проектирование программы, этапы создания и разработки проекта для iOS и Android
В статье расскажем, как создают мобильные приложения и чем такие решения помогают в ведении современного бизнеса. По данным Global Digital, смартфонами пользуются 5,44 млрд человек. До 60% от общего времени в сети люди проводят в телефонах, отказываясь от привычных полноэкранных десктопов.
Софт для Google Play или App Store, принадлежащий конкретной компании, способен решать множество коммерческих задач. Он устанавливает канал для связи с клиентами, обеспечивает фирму имиджевым преимуществом, увеличивает продажи и улучшает персонализацию. Посредством подобного ПО можно автоматизировать процессы — прием звонков, обработку заявок, проведение консультаций или снятие платежей.
Для чего нужны мобильные приложения
Решающим фактором для предпринимателей, задумывающихся о создании собственного программного обеспечения, является понимание двух ключевых фактов. Первое – пользователи все чаще выбирают смартфоны для доступа в интернет, оставляя в стороне стационарные компьютеры. Второе – многие конкуренты уже успели внедрить подобные платформы, что дает им значительное преимущество в борьбе за внимание аудитории.
Выпустить собственный софт для Google Play или App Store следует, потому что:
- повышается лояльность клиентов — благодаря различным бонусам, акциям и специальным предложениям;
- открывается новый канал для связи с ЦА — коммуникация происходит быстрее, например, посредством пуш-уведомлений;
- получается собирать много данных — впоследствии применяемых для проведения маркетинговых кампаний;
- увеличиваются продажи — благодаря нативному UI/UX-дизайну с манящими кнопками покупки или корзины.
Предприниматель может успешно объединить ПО для смартфона и сайт, создав грамотные переходы и приступив к монетизации целевых действий без каких-либо препятствий.
Что необходимо для старта
Процесс создания концепции, проектирования интерфейса и непосредственной разработки мобильного приложения состоит из нескольких этапов. На старте необходимо собрать команду и определиться с задачами, которые будет решать ПО. Кроме того, нужно уточнить степень автоматизации, выделить бюджет и подумать об интеграциях с корпоративным порталом, CRM, продуктами «1С», экосистемой «Битрикс» и пр.
Так формируется ТЗ и задаются сроки проведения работ. Писать софт можно с нуля, если есть знания или возможность обратиться к опытным программистам-разработчикам, или воспользовавшись платформой Mobile SMARTS. Эта среда ориентирована на выпуск учетного программного обеспечения, которое будет взаимодействовать с товарами, штрихкодами или документами.
Программу отличает множество важных характеристик: готовые интеграции с 60 товароучетными и торговыми системами, «толстый клиент» для ПК, Windows CE, Windows Mobile и Android, адаптивные инструменты, а также удобный и интуитивно понятный интерфейс.
Стадии разработки мобильного приложения: план проекта
После сбора информации, определения запросов и формирования ТЗ, начинается основная работа. Нужно уточнить объемы и продумать модель процесса выпуска софта. Крупные компании могут позволить себе нанять целый отдел специалистов, которые произведут индивидуальное и персонализированное решение. Организациям поменьше следует рассмотреть более бюджетные варианты.
Масштабный бизнес, нуждающийся в разных интеграциях и многочисленных функциях, простой лоукод-системой, скорее всего, не удовлетворить. Ему необходимы свои полноценные продукты, сверстанные на популярных языках. Однако здесь тоже можно сэкономить — например, сделав выбор в пользу React Native. Он работает на JavaScript и позволяет писать ПО для разных платформ на одной кодовой базе.
Оценка проекта
Перед тем как сделать приложение для «Андроид» и iOS, важно провести анализ бюджетов, сроков и объемов. На этом этапе проводятся следующие действия:
- отдел продаж нанятого подрядчика связывается с заказчиком и формирует список окончательных интентов;
- аналитическая команда прописывает весь необходимый и значимый функционал;
- разработчики и дизайнеры уточняют время, уходящее на реализацию всех обозначенных опций;
- специалисты определяют стек технологий и инструментов, пригодных для выполнения работы.
На финише составляется спецификация требований, на основании которых и будет вестись производство ПО.
Планирование проекта
Разработка мобильного приложения — это процесс, включающий в себя некоторые бюрократические и управленческие трудности. С ними лучше разобраться сразу, не откладывая дела в долгий ящик. После обсуждения общих моментов стоит переходить к конкретике. Нужно уточнить юридические аспекты взаимодействия между клиентом и подрядчиком, закрепить договоренности на бумаге и собрать окончательную команду.
Подписание договора
Когда клиент решает продолжить сотрудничество, подписывается соглашение, в котором фиксируются этапы работы, сроки реализации, в какой форме будет передаваться отчетность. Есть несколько вариантов взаимодействия.
Первый, и наиболее популярный — по формату работы:
- Аутсорсинг — сторонняя организация берет на себя ответственность за все девелоперские обязанности.
- Аутстаффинг — фирма предоставляет предприятию своих программистов, которые будут трудиться там и выполнять определенные задачи.
Второй, менее популярный, но такой же удобный — по форме оплаты:
- Фиксированный прайс — смета составляется заранее и закрепляется в соглашении.
- Время и материалы — подход, предлагающий брать деньги за время, потраченное на создание продукта.
Каждый вариант лучше обсудить и конкретизировать, чтобы избежать подводных камней и всевозможных неприятных эксцессов.
Формирование команды
Выпуск мобильного софта — дело командное. Над проектом работают руководители, аналитики, дизайнеры, техлиды, разработчики и инженеры-тестировщики, ответственные за QA.
От клиентской компании понадобятся технические представители и проектные менеджеры. Важно, чтобы в дело вовлекался и будущий непосредственный владелец программного продукта.
Согласование коммуникаций с клиентом
Следующий этап включает в себя подробное обсуждение систем отчетности. Здесь подбираются каналы взаимодействия, графики для обычных и авральных ситуаций, меры ответственности за отдельные участки и пр.
Хорошие команды отчитываются перед заказчиком раз в 1-2 недели. Специалисты решают юридические вопросы по почте, а переписки по проектам ведут в любых удобных мессенджерах. Закрывающую документацию проводят через ЭДО.
Важно, чтобы в коллективе присутствовал проектный менеджер. Он ответственен за координацию деятельности команды. Его функции заключаются в организации общения между участниками процесса и сборе обратной связи для эффективной реализации идеи.
Аналитика
Лишь большой профессиональный опыт дает возможность понять, как делают мобильные приложения для телефона на разных этапах разработки. Процесс создания любого ПО — это не только программирование, но и вдумчивая аналитическая деятельность. Специалисты должны детально описать бизнес-процессы, продумать функционал, разобраться с требованиями в плане безопасности. Важно устранить любые неясные моменты на старте, чтобы избежать неэффективной работы и лишних трудозатрат.
Дизайн
В рамках создания ПО большое внимание всегда уделяется дизайнерским решениям. Важно сделать так, чтобы создаваемые разработчиками инструменты пользовательского взаимодействия становились нативными и удобными в обращении.
Представим, что стандартная кнопка с надписью «Купить» или «Заказать» оказывается не на самом видном месте, а внизу. Скорее всего, пользователю удастся найти ее спустя 1-2 минуты. Если аудитория продукта составляет хотя бы 10 000 человек, то из-за неудобного расположения кнопки теряется от 333 до 500 посетителей.
Именно поэтому командам нужны опытные дизайнеры. Важно, чтобы они руководствовались не собственным представлением о прекрасном, а результатами всевозможных исследований. Лучшие решения давно известны — специалистам остается только интегрировать их по-новому в очередной проект.
UX
Главная задача User Experience (от англ. — «пользовательский опыт») — понять все паттерны поведения людей, подходящих под портрет ЦА. На основе данных, которые были собраны, например, маркетологами, специалист составляет прототипы разных интерфейсов. Примерные изображения экранов демонстрируют общую концепцию софта и наглядно отображают клиентский путь.
Желательно протестировать собранные макеты на фокус-группе. Можно организовать и A/B-испытание — здесь все зависит от бюджета. Таким образом, удается заранее удостовериться в том, что ПО будет справляться со своими задачами с точки зрения визуала. Результаты трудов UX-дизайнера в обязательном порядке закрепляются в различной документации.
UI
Задача User Interface (от англ. — «пользовательский интерфейс») — проработка ранее составленных концептов и превращение их в визуальные элементы продукта. Здесь специалисты применяют все свои навыки, связанные с использованием шрифтов, цветов и инструментов Figma или Photoshop. В результате на руках оказывается готовый дизайн, позволяющий узнать конкретную платформу с первого взгляда.
UX — про анализ и демоверсию ПО, UI — про создание готового к дальнейшей работе макета. Оба этапа чрезвычайно важны, ведь они делают решения не только красивыми или эстетичными, но и прикладными. Аккуратным, но совершенно нефункциональным софтом пользоваться никто не будет. Ориентация на потребности целевой аудитории — главная тонкость в трудах опытных дизайнеров.
Разработка под iOS или Android
Тимлид разбивает проект на блоки и назначает людей, ответственных за определенные участки. Система авторизации, личные кабинеты, каталоги товаров, способы оплаты, корзины и рекомендации формируются по очереди, с применением ранее выбранного стека инструментов и технологий. По ходу дела обязательно всплывают различные нюансы, нуждающиеся в оперативной реакции и быстром устранении.
Создавать мобильные приложения можно не только на специальных языках, например, React Native, но и с помощью умных платформ таких, как Mobile SMARTS. Инфраструктура, выпущенная специалистами компании Cleverence, отлично подходит для верстки ПО корпоративного и учетного типа. Собранные здесь продукты автоматизируют процессы линейного и полевого персонала, получая интеграции с учетными системами.
Тестирование и багфиксинг
Чтобы протестировать проект на предмет ошибок, в команде должен присутствовать QA. Он может работать вручную или автоматизированно. Когда баги оказываются выявленными и исправленными, программное обеспечение отправляется на регрессионное тестирование. Его задача — убедиться в том, что внесенные изменения и добавленные надстройки никак не повлияли ни на первоначальный дизайн, ни на стартовый функционал.
Релиз
После завершения первых и последующих шагов в технологии разработки мобильного приложения наступает момент выпуска. ПО нужно разместить в официальных магазинах — Google Play или App Store. Иногда продукты можно добавить сразу в оба маркета, если проектирование велось на одной кодовой базе. Важно соблюсти все требования к публикации, заранее защитив себя от проблем с администрацией.
Компании, оказывающие услуги по созданию софта, часто предлагают организовать продвижение. В таких командах есть свои маркетологи, готовые проводить рекламные кампании под определенные бюджеты. От таких возможностей лучше не отказываться, по крайней мере, если есть уверенность в том, что за дело возьмутся специалисты с большим профильным опытом.
Кстати, релиз может заключаться не в публикации ПО в официальных магазинах. В его качестве часто выступает, например, выпуск новой версии или интеграция решений с уже имеющейся айти-инфраструктурой. Здесь все зависит от первоначального интента и стартовых запросов организации-заказчика. Такие моменты оговариваются заранее и закрепляются в разнообразных договорах.
Техподдержка
На выпуске софта в Google Play или App Store труд, как правило, не заканчивается. В числе нужд большинства заказчиков — обработка обратной связи от пользователей, обнаружение ранее ненайденных ошибок, интеграция новых опций. Все процессы проводятся заново – от оценки и аналитики до непосредственного программирования и UX/UI-дизайна.
Подведем итоги
Мы рассказали, как создаются мобильные приложения и разрабатываются их концепции. Понять все тонкости этой работы с помощью небольшой статьи практически невозможно. Здесь понадобится крупное руководство, погружающее в мир айти. Однако надеемся, что наш краткий обзор помог читателю увидеть общую стратегию разработки софта для цифровых устройств.
Вопросы и ответы
На чем разрабатывать ПО для Android?
Ранее для этого использовался язык программирования под названием Java. Сегодня на смену ему пришел Kotlin с его куда более прогрессивными инструментами. Кроме того, хорошей кодовой базой может обеспечить React Native.
Кто нужен для разработки приложения?
Производство софта — дело командное. Времена, когда разные решения, расходящиеся миллионными тиражами, делали одиночки, давно прошли. Поэтому в команде должен присутствовать руководитель, аналитик, дизайнер, техлид, разработчик и специалист, который будет отвечать за тестирование (мануальщик или автоматизатор).
Что надо знать, чтобы стать разработчиком мобильных программ?
Вариантов несколько. Первый — традиционное освоение популярного языка программирования с общими фреймворками и библиотеками. Второй — разбор возможностей лоукод-платформ, не требующих фундаментальных айти-знаний. Одна из таких систем — Mobile SMARTS — поставляется на рынок сотрудниками российской компании Cleverence.