Кросс-докинг: что это такое в логистике, схема, перевод cross docking, технологии, виды, кросс-докинговые операции
В статье разберем, что это такое — кросс докинг в логистике, рассмотрим его схему и значение операции в цепочке движения груза от производителя к покупателю. Большинство компаний вынуждены тратить средства и время на поставку. Им важно грамотно построить этот процесс, чтобы он занимал минимум часов и сил сотрудников, а продукция попадала как можно быстрее к конечному потребителю. Именно это стало основной причиной разработки технологии, которая позволяет максимально упростить эти задачи, сделать их более комфортными, прозрачными, дешевыми. Давайте рассмотрим, как это должно выглядеть.
Cross-docking: что это
Эффективность логистики часто меняется от того, как звенья цепи работают в одном направлении. Поэтому уровень, на котором оптимизированы бизнес-процессы, тоже занимает важное место. Чтобы снизить и оптимизировать издержки на транспортировку и увеличить свободный капитал, часто производители используют эту систему. Это мобильный и выверенный метод обработки продукции на складе, без которого сложно работать с большими партиями.
Также это те операции, которые проводятся в логистической цепочке передвижения груза. В этом случае продукт не загружается на ответственное хранение на территории заведения. Он находится там минимум времени, насколько это возможно. По факту это сквозное складирование, доставка от производителя или посредника к получателю без задержки.
Иногда это перегрузка товара с одного транспортного средства на другое, возможно, с некоторыми операциями, которые проводятся дополнительно. Главное — передать материалы между грузополучателями с наименьшим количеством затрат времени и финансов.
Согласно статистике, до 12% от общей цены на продукцию для покупателя составляют издержки на перевозку и хранение. Соответственно, чтобы понизить стоимость и превратить его в более доступный и привлекательный, нужно упростить цепочку и уменьшить логистические затраты.
Если смотреть с экономической стороны, то кросс-док позволяет фирмам разной направленности удовлетворить потребности особенной категории клиентов, которым важна скорость исполнения задач. Сюда относятся рекламные услуги и мероприятия, организация праздников, запланированные акции и маркетинговые встречи. Это критично для поставок, которые презентуют себя как «точно в срок», и консолидировано сложных.
Категории, которые подходят для этих целей
Есть несколько разновидностей ниш, для которой данная технология окажется выгодным и удобным решением многих трудностей:
- заказы, которые собираются для стремительной доставки;
- изделия, у которых всегда повышенный спрос;
- продукты питания с небольшим и жестко ограниченным периодом хранения (овощная, фруктовая, мясная продукция);
- позиции с максимальным качеством, для которых не потребуется проверка при приемке;
- наименования, у которых строго установлено количество дней-месяцев, в которые их необходимо реализовать.
Это не значит, что для остальных сфер нельзя использовать эту систему. Cross-docking в переводе с англ. означает пересечение платформы напрямую.
Вот несколько разновидностей предприятий, которым стоит задействовать новую технологию:
- небольшое производство, которое выполняет транспортировку маленькими партиями или консолидирует у себя продукцию от различающихся поставщиков;
- компании, которые требуют постоянную переправку больших объемов в разные регионы, а также те, что собирают товарооборот от 2 и более фирм;
- предприятия, поставляющие товары массового потребления и потенциально перспективные направления, изделия из разряда скоропортящихся или не требующие дополнительного контроля качества;
- организации, которые применяют разнообразные маркетинговые схемы с фиксацией по времени — реклама, промо, презентации;
- компании, которым важно соблюдать полноценный контроль над возвратными потоками.
Также бывают ситуации, когда следует воспользоваться этой технологией, независимо от того, чем занимается предприятие.
Необходимость системы
Максимально эффективным становится использование кросс-докинговых операций в случаях, когда:
- если товарооборот достаточно высокий;
- затраты на хранение будут слишком большими;
- в актуальные месяцы для сезонной продукции, когда их размещение на складе оказывается нелогичным;
- позиций много, а их количество небольшое — например, если требуется обеспечивать сеть алкогольных магазинов спиртным, поставки будут частыми, но маленькими;
- раз в промежуток времени требуется отправлять товары получателям в регионы.
Особенности системы
Когда происходит сортировка, изделия не достают из фабричных коробок, а просто собирают в заказы.
Для фирм, у которых товарооборот небольшой, подобная логистика не будет удобной. Только когда оборот станет достаточно большим, докинг поможет экономить. Если сравнивать с другими логистическими аутсорсерами, cross-dock относится к дешевым способам.
Для этих задач может потребоваться самый разный транспорт — от легких малолитражек до тяжелых грузовых длинномеров.
Также стоит отметить, что эта техника предназначается для более быстрой доставки в первую очередь, а не для серьезной экономии. Этот позволяет создать серьезное конкурентное преимущество.
Принципы, на которых строится технология
Есть два основных вида кросс-дока — одно- и двухэтапный.
Если использовать первый вариант, то перевозчик ставит в качестве адресата получателя груза. В результате тара проходит в форме неизмененного заказа. Если он движется частями, то на каждом элементе, который проводит время в этих помещениях, должны быть прописаны номер и грузополучатель, которому назначается изделие. Кроме того, там крепится перечень, в котором описано все, что находится внутри места, поставщик и режим, в котором его можно хранить.
Процесс в два этапа говорит, что партия будет переформировываться в момент хранения. Например, при движении из Москвы во Владивосток часть продукции на складе будет переложена в другую тару и отправится клиенту в Саратов. При этом груз легко делится на составные части в соответствии с указаниями заказчика. Каждый блок может уехать к отдельному грузополучателю. Иногда его до отгрузки еще и укомплектуют с другими деталями, которые едут по тому же адресу.
И в обоих случаях товар не просто лежит в зоне. Он заранее зарезервирован под определенные компании и сроки, в которые будет поставка. Поэтому надолго там ничего не задерживается, ничего не может уйти в просрок или испортиться.
Основные виды технологии кросс-дога: что это
Учитывая нюансы процесса, нужно рассматривать его разновидности в привязке к месту, на котором будет формироваться партия. Давайте посмотрим способы работы по этой методике.
- Перевалка. Это тип, во время которого просто меняется ТС, которое доставляет посылки.
- Расконсолидация подвида №1. Поставщик в этой ситуации один, а грузополучателей будет несколько. Поэтому на выход ставят машины, в которых продукция будет отправлена конечным потребителям. Все рассортировывается так, чтобы каждому поступило необходимое количество в соответствии с заявкой.
- Расконсолидация подвида №2. Здесь несколько продавцов и получателей. Поэтому обязательно складские помещения делятся на зону разгрузки, комплектации и погрузки. Рекомендуется одновременно достать материалы и разложить их по точкам под загрузку в другие ТС.
- Консолидация. Здесь все наоборот. Изделия идут сразу от нескольких продавцов, из таких подходов формируется заказ и загружается в одну машину. Если пришедшие продукты составляют не весь объем от запрошенного, то их формируют по партиям и переконсолидируют. Кросс докинг в результате выполняется за 2 этапа.
- Пересборка. Здесь несколько контрагентов с обеих сторон. Поэтому специалисты сначала разгружают все ТС, раскладывают всю продукцию по палетам, а потом распределяют, что в какой автомобиль грузить.
В чем разница между одноэтапной и двухэтапной технологией. В первом случае работники взаимодействуют с «котом в мешке». Они просто получают огромную коробку, снимают ее с ТС, а потом загружают в другое ТС. Они не в курсе, что внутри. Место обычно обклеено стрейч-пленкой и запаковано, чтобы сразу увидеть, если его вскрыли по пути.
Во втором виде все работает иначе. Поступающие товары принимают и тут же раскладывают по зонам, в которые они отправятся. Каждую отдельную упаковку следует закрывать так, чтобы любой несанкционированный доступ стал моментально заметным.
На каждой коробке и складском месте должна быть информация о номере поставки, названии и реквизитах его получателя, маркировка и специальные отметки, чтобы специалистам было проще ориентироваться и выполнять свои задачи.
Еще один способ сделать работу такого хранилища максимально эффективной — внедрить специальные программы и технику, которая сделает сборку заказов по листу быстрой и простой, исключит вероятность человеческих ошибок и простаивания изделий.
Чтобы подобрать среди многообразия ПО подходящее, следует обратиться к специалистам нашей компании «Клеверенс». Мы поможем определиться с подходящим оборудованием и внедрить его, чтобы оптимизировать процессы и ускорить их.
Если ваше предприятие перевозит единичные упаковки, то кросс-докинг здесь пригодится больше всего. Например, его успешно применяют в переработке почты, одежды или печатных изданий.
Основные виды:
- Oval sorter. Обычный овал, удобно для мягкой тары. Товар в них складывается на подходящие подносы. Такой лоток в определенной точке открывается, и изделие оказывается прямо в коробке.
- Hang sorter. Это рельсы скольжения, на которых сортируются вещи, располагающиеся на вешалках. Есть крюк, который помогает сортировщику сбрасывать продукцию, которая должна попасть в зону отправки на специальном конвейере. Они пакуются в контейнеры или тележки. Чаще всего так распределяются позиции, которые могут висеть.
- Slide tray sorter. Это устройство имеет овальную форму и наклон в 45 градусов. Если открыть нижний лоток, то продукт выпадает на определенном месте сразу в коробку.
- Line sorter. Еще одна площадка, которая хорошо работает на идущем по линии транспортер. Ее используют, чтобы раскидывать по получателям продукцию в твердой таре — бытовую технику, диски, электронику. Изделия просто едут под небольшим наклоном.
- Crossbelt sorter. Более модифицированная модель, это линия с поперечными частями. Частные элементы могут перемещаться в стороны, а в подходящее время в накопитель загружается товар, чтобы оказаться в коробке.
Какие условия для эффективности нужно соблюдать
Наибольший результат можно получить, если:
- Планируется, что на продукт будет высокий спрос, а его обработка будет максимально удобной с применением технологии. Также просчитан оборот, он достаточно крупный, чтобы использовать кросс-док.
- В пунктах, где временно будут храниться изделия, довольно большая и вместительная. Важно, чтобы там было удобно размещать и находить нужные палеты.
- Есть большой ассортимент спецтехники, который поможет в обработке этих партий.
- Логистика автотранспорта организована на должном уровне, скоординирована и продумана. Четко распределены все направления, подогнаны под время и даты.
Кроме того, чтобы кросс док был качественным и эффективным, следует контролировать, чтобы он был полностью обеспечен информационно. Лучше, если это будет оформляться, как электронные документы с четкими и детализированными данными по всем расходам и приходам. От того, насколько это будет внедрено, и как будет использоваться, зависит оптимизация и скорость работы всего подразделения.
Необходимо все делать грамотно. Поэтому следите за отсутствием недостач и пересорта, целостностью упаковок, расхождений фактических и плановых количеств, уделяйте время повышению скорости доставки. Для этого обычно используют специальную ручную технику типа ТСД и планшетов, а также специальное ПО для них, чтобы следить за остатками и не допускать задержек. К примеру, можно использовать «Склад 15» от «Клеверенс» — продукт поможет в управлении данными и учетной системой на ПК.
Достоинства и недостатки кросс-докинга
У этой системы достаточно много положительных сторон, благодаря которой ее все охотнее внедряют самые разные компании.
Вот основные плюсы:
- полностью в зоне ответственности поставщика недостачи;
- значительное уменьшение времени поставки между производителем и конечным получателем;
- минимизация необходимого объема складских помещений;
- товар комплектуется грузополучателю за меньшее время;
- меньше средств требуется, чтобы построить склад, арендовать или обслуживать его;
- нужно меньше персонала, производительность труда оставшихся становится выше;
- можно предельно точно работать с любым количеством контрагентов;
- ротация продуктов значительно лучше, запасы сокращаются;
- одновременно можно взаимодействовать со множеством заказчиков и поставщиков;
- издержки на сотрудников становятся ниже и для грузополучателей, складирование и отбор мест хранения корректируется и оптимизируется, логистические операции занимают не так много времени.
Наиболее полно положительные стороны раскрываются для крупного бизнеса и среднего. Чем больше обороты и сумма отправок, тем лучше и эффективнее применяется технология.
Но есть и минусы:
- система будет приносить доход, лишь если отгрузка будет больше, чем на 3000 кубометров еженедельно;
- все может приводить к спорам между контрагентами и получателями, вносит свои сложности во взаимодействии с оператором;
- не контролируется вес тары, объем и качество того, что принимается и отправляется, только на уровне места;
- требуется четкая взаимная связь у ERP-системами отправителей и принимающей стороны — если их будет много, то понадобится выработанная IT-система.
Какие характеристики должны быть у склада
Для этих целей необходимы специальные комнаты. Нужно, чтобы ширина была около 1/3 от всей длины, чтобы по всей территории было легко расположить как можно больше доков.
На площадках следует обеспечить необходимое количество ворот и погрузочной техники. На каждые 300-500 кв. м. нужна минимум 1 дверь. В классическом понимании складские помещения уже не требуются — там ничего не будет храниться неделями. Допускается даже арендовать невысокое здание-прямоугольник. Главное — чтобы было достаточно погрузочно-разгрузочных доков с двух сторон, чтобы поделить товарные потоки, а пробег техустройств уменьшить.
Крупные фирмы часто строят для своих целей ангары углом или Т-образные, чтобы минимизировать занятую территорию.
Сферы, в которых успешно применяется кросс-док
В связи с необычным форматом — товар принимают в одни двери и тут же отправляют через другие — эту систему используют в основном крупные компании.
Где она задействована:
- сетевые магазины и гипермаркеты;
- при перевозке из одного заведения в другое;
- организации, которые пользуются аутсорсом;
- автобизнес;
- все сети, где есть четкое понимание потребности клиента и возможности работать под потребление и запросы;
- логистические платформы, которые занимаются доставкой;
- мелкое производство с консолидацией от разных контрагентов;
- непрерывный поток поставок в регионы.
Применение кросс-докинга в России
У нас подобные системы начали появляться только в конце 90-х годов. Сейчас это критическая составляющая успеха крупной организации, которая хочет конкурировать на рынке.
Складские помещения, которые строились после 2013 года, часто предусматривали возможность интеграции системы Cross dock. Сейчас ее активно применяют для крупных ритейлеров типа «Пятерочка», «Окей», «Лента», «Магнит», «Карусель» и «Метро» на распределительных центрах.
Мы изучили, что это такое — кросс-док (докинг), как работает эта технология и кому она пригодится. Важно научиться планировать логистику и искать пути ее упростить, обойтись без дополнительного перевозчика или длительного хранения. Это хороший способ оптимизировать работу компании и снизить стоимость продукции за счет минимизации расходов на содержание складов. Главное — просчитать, насколько она поможет, и корректно ее внедрить, чтобы не допустить стандартных ошибок.