Маркировка грузов по ГОСТ 14192 96: транспортные манипуляционные знаки для тары, назначение, виды, что это такое, содержание, требования к упаковке, что должно быть
Использование специальной кодовой системы, состоящей из цифровых комбинаций, изображений и надписей, позволяет проинформировать любого участника процессов логистики и товародвижения о правилах обращения и мерах предосторожности. Условные обозначения, которые наносятся на упаковку или тару, содержат сведения о специфике товара, партии, комплектности, отправителе и получателе. Регламентирующие положения, являющиеся унифицированными для различных отраслей, позволяют свободно определить, как правильно взаимодействовать с контейнерами или коробками, чтобы не повредить транспортируемые изделия. Маркировка грузов в соответствии с действующими стандартами является обязательным условием, важным с точки зрения идентификации и сохранности содержимого.
Общепринятая система повышает вероятность сохранения объектов при перевозках, и обеспечивает возможность быстрой сортировки при частичной выгрузке или перемещении между используемыми грузовыми средствами, будь то автомобильный или железнодорожный транспорт. Соблюдение правил нанесения условных изображений, определяющих принципы обращения с продукцией, снижает риск ее случайной порчи, и способствует успешной доставке в назначенный пункт.
Виды и назначение транспортной маркировки грузов
В соответствии с принятой классификацией выделяют следующие разновидности специальных отметок.
Отправительские
Предусматривают указание на товарах реквизитов, дублирующих сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной, что позволяет идентифицировать отдельные части партии.
Специальные
Набор предупредительных знаков и надписей, определяющих правила хранения, погрузки и транспортировки продукции.
Товарные
Категория маркеров, содержащих информацию о компании производителе, названии объекта, его специфических особенностях.
Транспортные
Маркировка тары, указывающая количество мест, регистрационный номер, а также иные данные.
В соответствии со стандартом, нанесение условных обозначений и поясняющих надписей производится до того, как производится отгрузка. Их содержание, порядок и место размещения регламентируются ГОСТом, что гарантирует соблюдение базовых правил, и исключает вероятность путаницы при транспортировке и перемещении. Обязанность по разметке и комплектации возлагается на отправителя, тогда как грузоперевозчик дополнительно указывает собственные реквизиты, а при отправке сборных партий — количество и номерные идентификаторы мест, которые должны соответствовать ТТН.
Как организовать маркировку и другие складские процессы
Маркировка на складе и в логистике
- Манипуляционные и информационные знаки на упаковке: расшифровка маркировок на транспортной таре, транспортировочные символы на коробке
- Адресное хранение на складе: принцип работы, с чего начать организацию, маркировка стеллажей
- Система маркировки товаров на складе: как маркируют продукцию
- Отгрузка маркированного товара со склада: что это такое и как она проходит - правила, порядок, регламент и инструкции
Документооборот на складе
- Карточки складского учета материалов: образец и инструкция по заполнению
- Документооборот склада: полный перечень документов, использующих в складском учете
- Инвентаризация на складе или в магазине
- Товарные запасы: что это такое — управление, классификация, виды, оптимизация и контроль
Отзывы и обзоры на терминалы сбора данных UROVO
- Urovo - что это за компания, как работают терминалы сбора данных Урово
- На каких терминалах работает софт «Клеверенс» и почему интеграция очень важна
- Обзор на наручный ТСД UROVO U2
- Стильный и производительный ТСД Urovo DT50P UHF для считывания RFID: отзыв
Размещение надписей
Правила транспортной маркировки грузов определяют требования к упаковке, содержание и порядок расположения знаков при перевозке. Исходя из выбранного типа тары, допускается применение:
- штамповки;
- клеймения;
- трафарета;
- лито- и типографии;
- электролитического метода;
- аппаратного тиснения.
Обозначения на контейнерах должны соответствовать нормам стандарта ISO 6346.
Местоположение надписей определяется упаковочной формой:
- При использовании ящиков для размещения используется одна из граней. Наличие обрешетки или наружных планок требует обеспечения дополнительной площади, закрывающей свободные участки, и позволяющей нанести маркеры.
- В случае упаковки с использованием тканевых материалов (мешки, тюки) маркировка груза для транспортировки производится в верхней части, рядом со швом, а также сбоку.
- Если объект имеет бочковидную форму — для разметки выбирается одна из крышек, либо боковой участок корпуса.
При отсутствии перевозочной тары основные надписи размещаются на заметной части, легко просматриваемой при взаимодействии.
Общие правила
Действующий регламент, определяющий порядок нанесения условных обозначений, определен в качестве межгосударственного стандарта, в рамках которого рассматриваются различные виды и формы идентификаторов, используемых при перевозках. ГОСТ 14192–96 — «Маркировка грузов» — это транспортная норма, устанавливающая базовые предписания к размещению.
Что входит в перечень
Согласно принятому положению, выделяют четыре категории маркеров, которые могут быть указаны на перевозимых объектах. В их число входят основные, дополнительные и информационные надписи, а также манипуляционные знаки.
Соблюдение требований стандартизации позволяет избежать возможных спорных ситуаций, неразберихи с определением оптимальных методов погрузки и транспортировки, а также нарушения целостности и качественных характеристик продукции. Как и потребительская, транспортная маркировка должна обеспечивать условия для четкой интерпретации содержимого ящиков, мешков или контейнеров, исключая проблемы с хранением — особенно в тех случаях, когда объект отличается хрупкостью или обладает опасными для человека свойствами. Использование решений по автоматизации, предлагаемых нашей компанией «Клеверенс», позволяет избежать технических ошибок и ускорить выполнение бизнес-процессов. Например, софт «Кировка» позволяет легко и без ошибок работать с маркированными товарами (шины и покрышки, обувь, парфюмерия, легкая промышленность и др.) Для работы с маркировкой в складском помещении отлично подойдет «Склад 15 ШМОТКИ», а в торговых залах — «Магазин 15».
Основные надписи
В данный перечень входит следующая информация:
- Наименование субъекта, выступающего в качестве грузополучателя (как официальное, так и условное, соответствующее регистрационным реквизитам).
- Конечный пункт назначения (особенно в ситуациях, когда планируется переброска на промежуточных участках).
- Количество мест и порядковые номера в рамках конкретной партии при сборных грузоперевозках (стандарт — использование дробного значения, где знаменатель — общее число объектов, а числитель — идентификатор отдельно взятой единицы).
В соответствии с ГОСТ 14192, а также 31016 2003, маркировка груза должна быть нанесена на центральную часть тары.
Дополнительные надписи
К этой категории относятся:
- Наименование отправителя товарной продукции;
- Регламентированные Минтрансом реквизиты организации, осуществляющей перевозку;
- Сведения о пункте отправления.
Все указанные идентификаторы располагаются в правой части разметки; первый и третий — в нижнем, а второй — в верхнем углу.
Манипуляционные знаки
Специальные изображения, значение которых соответствует перечню рекомендаций по обращению с перевозимыми объектами, также определены в рамках государственного стандарта. Их использование призвано регламентировать условия хранения, транспортировки и организации погрузочных работ. Адресатами в данном случае выступают все участники логистического процесса — начиная с грузчиков и складского оператора, и заканчивая конечным получателем.
Стоит отметить, что обозначения, используемые в рассматриваемой категории идентификаторов, выполнены с соблюдением международных норм и рекомендаций. Исходя из ГОСТ 14192–96 («Маркировка грузов»), манипуляционные знаки на транспортной таре представляют собой схематические и символические изображения, располагаемые в левом верхнем углу упаковки.
Осторожно, хрупкое
Применяется при перевозке объектов, отличающихся малой прочностью, и требующих осторожного обращения.
Избегать солнечных лучей
Наносится при необходимости ограничения длительного пребывания продукции на солнце, ввиду потенциальной опасности нагревания, возгорания, или утраты первоначальных характеристик.
Беречь от влаги
Свидетельствует об уязвимости товара к воздействию воды, обуславливающей потребность в поддержании сухих условий хранения или транспортировки.
Защищать от излучения
Как правило, используется при маркировке изделий, отличающихся повышенной восприимчивостью к любому волновому воздействию, включая электричество и ультрафиолет. В качестве примера можно привести фотопленки, которые еще не были проявлены после съемки.
Ограничение температуры
Указывает диапазон предельно допустимых значений холода и тепла, удовлетворяющих условиям хранения, перевозки или эксплуатации продукции.
Скоропортящийся груз
Размещается на товарах с ограниченным сроком годности, обычно нуждающихся в специальном режиме.
Герметичная упаковка
Ограничивающий знак, запрещающий распаковку и нарушение герметичности в процессе любого взаимодействия с объектом.
Крюками не брать
Символ, обозначающий, что продукция находится в мягкой таре, непригодной для поднятия с помощью грузовых крючьев.
Место строповки
Отмечает точку для оптимального расположения каната или цепи, используемых для подъема.
Центр тяжести
При наличии расхождений между геометрическим и фактическим значениями, указывает действительную центральную точку для установления баланса.
Тропическая упаковка
Предупреждающее обозначение, применяемое в ситуациях, когда существует вероятность негативного влияния на объект климатических условий, в которых он транспортируется.
Не штабелировать
Манипуляционный знак для специальной маркировки грузов, на которые нельзя складировать другие объекты, способные нанести им ущерб.
Требуется лед
Обозначает наличие потребности в дополнительном охлаждении.
Перевозка животных
Представителям мира фауны необходимо создать комфортные условия, исключающие вероятность риска или вреда их жизни и здоровью.
Перемещать на роликах
Нельзя катать и переворачивать ящик, однако для более быстрого перемещения можно использовать роликовые основания.
Место подъёма тележкой
Отмечает точку, уровень прочности которой позволяет поднять объект при помощи вспомогательного оборудования без риска повреждения.
Штабелирование ограничено
Предупреждает о максимальных весовых ограничениях при складировании.
Внутри жидкость
Упаковки, которые содержат жидкую составляющую, требуют бережного обращения, исключающего вероятность вытекания.
Поднимать за груз
В ходе проведения погрузочных работ подъем объекта осуществляется путем прямого взаимодействия, что может обуславливаться хрупкостью тары и тяжестью содержимого.
Открывать здесь
Распаковка должна производиться строго в указанном месте, поскольку в противном случае, есть вероятность повреждения или иного ущерба.
Защищать от радиоактивных источников
Уведомление об уязвимости продукции перед радиацией.
Огнеопасно
Предписывает соблюдение повышенной осторожности при обращении ввиду потенциальной вероятности взрыва или воспламенения.
Информационные надписи
В данной категории маркеров указываются:
- Масса грузового места, выраженная в килограммах, либо число единиц внутри тары.
- Габариты (длина, ширина, высота или диаметр в сантиметрах).
Стоит отметить, что при организации грузоперевозок с использованием автотранспорта указание размеров обязательно при превышении одним из параметров показателя в 1,2 метра, тогда как вес с упаковкой и без нее можно не наносить — в тех случаях, когда значения уже присутствуют на характеризующей маркировке штучных грузов.
Кроме того, при перевозке на палетах, для обозначения которых также применяется термин «транспортные пакеты», для каждого места предусматривается только весовой идентификатор, а вся остальная информация относится к сборке в целом. При организации комплектных логистических поставок, то есть в ситуациях, когда вся партия направляется одному получателю, действующие нормы не обязывают отправителей и перевозчиков использовать упаковочную разметку, кроме массы брутто и нетто.
Как правильно читается маркировка
Грамотная интерпретация информационных обозначений, характеризующих содержимое упаковки или контейнера, требует не только понимания смысла используемых изображений и надписей, но и особенностей их расположения. В противном случае есть вероятность перепутать, например, наименования сторон и пунктов назначения — учитывая схожесть формы их представления.
Это касается также и разнообразных визуальных символов, в которых нередко применяются схожие внешне, но разные по значению пиктограммы. Стоит подчеркнуть, что при транспортировке опасных грузов применяется международный регламент о дорожной перевозке, также известный как соглашение ДОПОГ, инициатором создания которого выступила ООН. Кроме того, специальные правила предусмотрены для объектов, перевозимых навалом и насыпью, либо с помощью специализированных транспортных средствах, отличающихся условиями эксплуатации, габаритами и иными техническими характеристиками.
Исключения из правил маркировки грузов
В логистической отрасли существует целый ряд особенностей и нюансов, отражающихся на маркировании.
Так, к примеру, нанесение разметки требуется при использовании открытых подвижных составов, в ситуациях, когда один из габаритных показателей оказывается более 1 метра. Аналогичная норма применяется и в случае с крытым транспортом, только нормативное значение увеличивается до 1,2 м. В свою очередь, для транспортировки на воздушных суднах стандартом считается 70 см.
В тех случаях, когда организуется палетная перевозка сборной партии, на каждом из пакетов указываются три типа надписей, рассмотренных ранее. Дробное обозначение предусматривает использование в качестве числителя общего числа палет, тогда как знаменателем выступает количество грузовых мест на одном из них. Рядом, в скобках, приводится порядковый номер, присвоенный упаковке.
Присутствие базовых специфических реквизитов, за исключением массы нетто и брутто, обязательно не на всех транспортируемых местах. Если в качестве логистического средства используется универсальный контейнер, прицепленный к автотранспорту, достаточно обойтись указанием веса (в двух форматах). Однако данное правило не распространяется в отношении грузоперевозок, при которых в рамках одного рейса объединяются сразу несколько небольших партий.
Международная разметка
Нормы, регламентирующие перевозки с пересечением территориальных границ, предусматривают соблюдение классификации и указания специальных знаков, необходимых для обеспечения дополнительной безопасности. Помимо стандартного набора, также допускается размещение:
- Номер заказа или контракта с иностранным контрагентом.
- Конечного адреса пункта доставки, а также маршрута.
- Товарного логотипа и марки отправителя партии.
- Надписи выполняются на языке стороны, выступающей в качестве получателя товара (аналогичное требование применяется и для импорта).
В ситуациях, когда маркировка экспортных грузов вызывает объективные затруднения, допускается привлечение логистических компаний, оказывающих комплексные услуги по транспортировке. Соответствие стандартам позволяет избежать задержек в пути, а также гарантирует выполнение действующих требований, определенных в рамках международных соглашений.