3 выгоды от сквозного учёта

Во-первых, сразу видно, где и у кого находятся конкретные материальные ценности. Повышается эффективность использования, нужно меньше оборудования и инструментов. В значительной степени решается проблема воровства и порчи на рабочем месте, т.к. можно проследить маршрут и нахождение товара или инструментов и найти исполнителя на каждом этапе.

Во-вторых, видно актуальное состояние: что принято на склад, что отпущено со склада, что где находится и как используется, каких расходных материалов еще достаточно, а какие уже следует закупать и т. д. Фактически, идет непрерывная инвентаризация, позволяющая лучше учитывать запасы и избегать простоя из-за того, что что-то неожиданно закончилось.

В-третьих, начальство, не находящееся на объекте, видит полную и объективную картину состояния и движения материальных ценностей в реальном времени, что позволяет быстрее и четче планировать дальнейшие действия.

Наконец, сквозной учет позволяет создавать адекватную и полноценную статистику нахождения, движения и использования материальных ценностей, лучше просчитывать потребности и планировать работу в долгосрочном плане, тем самым повышая эффективность работы предприятия в целом.

«Первоисточник — номер журнала «Склад и техника» к выставке СеМАТ Russia 2022: https://sitmag.ru/article/27680-semat-russia-2022-v-fokuse-alternativa-i-zameshchenie»


" }
-

Сквозной учёт: 3 выгоды от внедрения на предприятии - блог компании Клеверенс

Учет состояния и движения материальных ценностей — как товаров, так и собственных материальных запасов, оборудования и инструментов — всегда был большой головной болью любого предприятия. И речь не только о недостачах и воровстве, огромное количество дополнительных проблем и издержек приносят ошибки: пересортица, путаница при размещении и перевозке, поставки не того оборудования, повторные закупки вместо потерянных инструментов или товара, простой работников в ожидании поставленного не так или не туда оборудования или необходимых для производства материалов, которые не отследили или забыли закупить. И не будем забывать про излишние транспортные расходы.

В общем, вариантов огромное количество, и роднит эти ошибки одно — их можно сразу отловить и быстро исправить при правильно организованном текущем учете, когда система зачастую даже сама подскажет, что чего-то не хватает или груз пытаются отправить не туда. Но для этого нужно такую систему построить и наладить. Проблема в том, что большинство предприятий даже не осознает их как отдельную категорию издержек и не понимает, как с ней бороться.


При этом в необходимости, например, складского учета сомнений не возникает. Во-первых, потому что понятна цель, а цена ошибки — пропавший товар и прямые убытки. А во-вторых, там можно относительно легко организовать и формализовать входящий и исходящий учет, а «вход» и «выход» товаров происходят в фиксированных местах и относительно легко отслеживаются.

Впрочем, даже в такой простой ситуации регулярно случаются проблемы. Например, купленное оборудование поставили не туда, и теперь без ревизии всего склада вряд ли его удастся отыскать. Или выдали оборудование не полностью, а расписались при этом как за выдачу полностью всего набора. А уж если ситуация усложняется, и контролировать приходится не только склад, но и вообще перемещение и передачу оборудования, материалов или товаров на предприятии в целом, то такой контроль и вовсе оказывается бессильным, и количество ошибок идет вверх.


Складские решения для всех направлений

Ускорьте работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Узнать больше

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Узнать больше

Обязательная маркировка товаров - это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя

Узнать больше

Как организовать складское хозяйство и автоматизировать процессы

Организация складского хозяйства с нуля

Лучшие практики складского учета и автоматизации

Автоматизация склада: выбор программ и оборудования


Учётная система есть, но проблемы остаются

Возьмем для примера современный супермаркет. Входящий учет осуществляется при приемке, исходящий — на кассах. Однако при этом не учитываются процессы, происходящие внутри склада и торгового зала: воровство в торговых залах, случайная порча товара, неправильная раскладка, когда выложенный не туда товар (или поставленный не туда на складе) просто теряется для учета, а потом случайно находится, при этом согласно учетным данным товар вроде бы есть, а по факту в торговом зале его нет и он не продается, наконец, просто движение между торговым залом и складом — все это не учитывается в ИТ-системах и, соотвественно, остается в отчетности «серой зоной», способной принести немало сюрпризов.

То же происходит и в складских комплексах: оборудование банально поставили не туда, отвалился ярлычок и пр. — найти его очень сложно и трудозатратно, а значит — опять простой, закупки еще одного лишнего комплекта и т. д. А уж если оборудование уникальное…



А что если речь идет о работе крупного предприятия со сложными логистическими процессами и большим количеством объектов, рассредоточенных по разным местам или даже разным регионам? Появляется много дополнительных вещей, подлежащих учету: например, выдача и возврат рабочего инструмента с контролем исправности, использование расходников и пр.; организация транспортировок оборудования на объекты и с них, причем зачастую оборудование представляет собой набор мест, и если забыть одну из частей, невозможно использовать все; логистика запчастей и расходников и т. д.

Это отдельная большая и сложная задача, но даже если создать выделенный отдел и попытаться все упорядочить, во весь рост встает вторая проблема: данные для учета не всегда составляются адекватно (т.к. создавать их на ходу неудобно, нужно отвлекаться от работы) и чаще всего вводятся в информационные системы не сразу, а по прошествии некоторого времени, и вводит их не тот, кто выполнял действие, а другой человек — начальник участка, специально выделенный менеджер, секретарь или кто-то еще. В результате:

  • Отчетность отражает ситуацию не в реальном времени, а с существенной задержкой.
  • Если совершена ошибка, и ее сразу не заметили, отчетность будет скорее отражать «как должно быть», а не «как на самом деле».
  • Добавляется возможность ошибки при вводе.
  • Невозможно понять, кто и что делал в реальности, на каком этапе внесена ошибка, соответственно, невозможно исправить силами исполнителя.

Как навести порядок?

Все это не дает принимать адекватные управленческие решения, вносит ошибки и сумятицу, приводит к непроизводительным издержкам. Для решения проблем с контролем и учетом товаров и оборудования, которые могут обходиться предприятию очень дорого, необходимо следующее:

Во-первых, необходим сквозной учет, когда товары и оборудование (особенно уникальное и ценное) не просто отмечаются при поступлении на склад, территорию предприятия, объект и выходе с него, но и отслеживаются внутри, т. е. каждое изменение местоположения или операция с товаром и оборудованием должна отражаться в системе с указанием имени исполнителя, с которого можно затем спросить.

Во-вторых, информация должна вводиться в систему сразу после выполнения действия самим исполнителем, и лучше — в автоматизированном режиме, максимально исключающим возможность человеческой ошибки. Это позволяет не только отслеживать, какие действия, где, когда и кем производились, но и получать точную картину происходящего в реальном времени.

Автоматизация склада и учет имущества

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Узнать больше

Повысьте точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Узнать больше

Повысьте эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Узнать больше

Первый шаг к цифровизации

В теории, такие проблемы способна решать пресловутая цифровизация, о которой сейчас столько говорят. Но для того, чтобы система заработала, нужно решить целый ряд задач.

  1. Для нормального учета необходимо полностью «оцифровать» абсолютно все рабочие процессы, а подавляющее большинство предприятий сейчас находятся на промежуточных этапах, когда часть рабочих процессов уже «оцифрована» и ведется с помощью информационных систем, а часть продолжает осуществляться в ручном режиме. Такие процессы представляются для системы «черным ящиком», где автоматический учет и контроль невозможен, а ручной может быть неточным.
  2. Для такого учета недостаточно традиционного рабочего места, т. е. стационарного компьютера, пусть и оснащенного сканером. Операции учета проводятся в самых разных местах, в т. ч. «на ногах», это может быть контейнерная площадка, порт, кузов грузовика или трюм судна, удаленный объект, необорудованная строительная площадка и т. д. Поэтому необходимы устройства нового поколения, которые всегда находятся у работника. Это может быть как мобильный сканер или иное специализированное устройство, так и смартфон со специальным ПО, позволяющим сканировать товары или оборудование, заносить информацию о них и проделанных операциях в систему.


Например, при сборке рейса на объект нужно проверить все места груза перед отправкой со склада, при погрузке в грузовик (причем иногда еще нужно соблюдать очередность загрузки, чтобы легче было выгружать на разных объектах), при перегрузка из грузовика на корабль и т. д. — вариантов много.

Причем на каждом из этих этапов ошибка приводит к тому, что машина/корабль/самолет не увозят нужное оборудование, и ко всему еще могут увезти что-то лишнее, то есть, цена ошибки очень высока. Во всех случаях сотруднику необходимо перемещаться со сканером в руках и сразу обмениваться данными с информационной системой чтобы понимать, что ему делать дальше.

Очевидно, что ручное сканирование заняло бы слишком много времени, необходимы автоматизированные средства учета. Самый простой и дешевый способ учета — штрихкоды, но у них есть свои минусы — код можно повредить, можно подделать и т. д. А вот, например, RFID-метки подделать невозможно, т.к. каждый чип имеет уникальный код, и для ценного оборудования или товаров такой учет подходит больше.


То есть, речь идет о создании полноценных мобильных рабочих мест, позволяющих контролировать место нахождения и движение товара в любом месте внутри предприятия, подразделения или на объекте. А раз так — требуется и инфраструктура для подключения мобильных рабочих мест к сети предприятия и информационным базам.

Необходимые для этого технологии на сегодняшний день уже доступны и хорошо изучены, а нужное оборудование широко представлено на рынке. Если раньше сквозной учет казался недостижимой мечтой, то сейчас это пусть и комплексная, но знакомая и отработанная техническая задача.

Да, ее реализация потребует усилий и финансовых вложений, т.к. необходимо будет развернуть инфраструктуру, закупить нужное оборудование и личные мобильные устройства, разработать новые схемы и адаптировать существующие бизнес-процессы. Однако после запуска и настройки предприятие получит большое количество выгод.

Самая очевидная — это упрощение работы для персонала, т.к. сотрудники будут четко видеть задания и легко контролировать их выполнение, и существенное сокращение дополнительных издержек вследствие ошибок при учете и перемещении оборудования и товаров. Но это не единственный плюс. Компания также сможет воспользоваться целым рядом стратегических выгод.


3 выгоды от сквозного учёта

Во-первых, сразу видно, где и у кого находятся конкретные материальные ценности. Повышается эффективность использования, нужно меньше оборудования и инструментов. В значительной степени решается проблема воровства и порчи на рабочем месте, т.к. можно проследить маршрут и нахождение товара или инструментов и найти исполнителя на каждом этапе.

Во-вторых, видно актуальное состояние: что принято на склад, что отпущено со склада, что где находится и как используется, каких расходных материалов еще достаточно, а какие уже следует закупать и т. д. Фактически, идет непрерывная инвентаризация, позволяющая лучше учитывать запасы и избегать простоя из-за того, что что-то неожиданно закончилось.

В-третьих, начальство, не находящееся на объекте, видит полную и объективную картину состояния и движения материальных ценностей в реальном времени, что позволяет быстрее и четче планировать дальнейшие действия.

Наконец, сквозной учет позволяет создавать адекватную и полноценную статистику нахождения, движения и использования материальных ценностей, лучше просчитывать потребности и планировать работу в долгосрочном плане, тем самым повышая эффективность работы предприятия в целом.

«Первоисточник — номер журнала «Склад и техника» к выставке СеМАТ Russia 2022: https://sitmag.ru/article/27680-semat-russia-2022-v-fokuse-alternativa-i-zameshchenie»