Сквозной учёт: 3 выгоды от внедрения на предприятии - блог компании Клеверенс
Учет состояния и движения материальных ценностей — как товаров, так и собственных материальных запасов, оборудования и инструментов — всегда был большой головной болью любого предприятия. И речь не только о недостачах и воровстве, огромное количество дополнительных проблем и издержек приносят ошибки: пересортица, путаница при размещении и перевозке, поставки не того оборудования, повторные закупки вместо потерянных инструментов или товара, простой работников в ожидании поставленного не так или не туда оборудования или необходимых для производства материалов, которые не отследили или забыли закупить. И не будем забывать про излишние транспортные расходы.
В общем, вариантов огромное количество, и роднит эти ошибки одно — их можно сразу отловить и быстро исправить при правильно организованном текущем учете, когда система зачастую даже сама подскажет, что чего-то не хватает или груз пытаются отправить не туда. Но для этого нужно такую систему построить и наладить. Проблема в том, что большинство предприятий даже не осознает их как отдельную категорию издержек и не понимает, как с ней бороться.
При этом в необходимости, например, складского учета сомнений не возникает. Во-первых, потому что понятна цель, а цена ошибки — пропавший товар и прямые убытки. А во-вторых, там можно относительно легко организовать и формализовать входящий и исходящий учет, а «вход» и «выход» товаров происходят в фиксированных местах и относительно легко отслеживаются.
Впрочем, даже в такой простой ситуации регулярно случаются проблемы. Например, купленное оборудование поставили не туда, и теперь без ревизии всего склада вряд ли его удастся отыскать. Или выдали оборудование не полностью, а расписались при этом как за выдачу полностью всего набора. А уж если ситуация усложняется, и контролировать приходится не только склад, но и вообще перемещение и передачу оборудования, материалов или товаров на предприятии в целом, то такой контроль и вовсе оказывается бессильным, и количество ошибок идет вверх.
Складские решения для всех направлений
Ускорьте работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Обязательная маркировка товаров - это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя
Как организовать складское хозяйство и автоматизировать процессы
Организация складского хозяйства с нуля
- Организация складского хозяйства: работа склада на предприятии
- Складские операции: что это, системы управления процессами на складе и как вести учет
- Как открыть транспортно-логистическую компанию с нуля: план по открытию бизнеса в логистике
- ТОП-5 болей на складе при управлении запасами и эффективные способы их решения
- Ответственное хранение груза на складе: это что такое и что это значит – определение ответхранения, отгрузка
- Складская логистика: управление и оптимизация, определение, задачи, функции, организация на предприятии
Лучшие практики складского учета и автоматизации
- Автоматизация склада: как автоматизировать систему управления для складского учета и что для этого нужно
- Достоинства адресной системы хранения на складе
- Адресное хранение на складе: процессы, организация и преимущества
- Адресное хранение на складе: принцип работы, с чего начать организацию, маркировка стеллажей
- Ордерный склад в 1С: что это такое, схема работы системы
- 3PL логистика: что это такое, какие услуги оказывает оператор
- Программное обеспечение для автоматизации склада фулфилмента
- Оптимизация работы склада: как улучшить складскую логистику и повысить эффективность
Автоматизация склада: выбор программ и оборудования
- Программа для ведения складского учета товаров: обзор популярных платформ для учета склада и торговли
- Складской учет в Excel: приход, расход и остаток товаров на складе - примеры, таблицы
- Мой склад: как правильно работать с программой
- Подбор и отгрузка товара со склада
- Складской учет - что это такое, правила ведения и организации на предприятии
Учётная система есть, но проблемы остаются
Возьмем для примера современный супермаркет. Входящий учет осуществляется при приемке, исходящий — на кассах. Однако при этом не учитываются процессы, происходящие внутри склада и торгового зала: воровство в торговых залах, случайная порча товара, неправильная раскладка, когда выложенный не туда товар (или поставленный не туда на складе) просто теряется для учета, а потом случайно находится, при этом согласно учетным данным товар вроде бы есть, а по факту в торговом зале его нет и он не продается, наконец, просто движение между торговым залом и складом — все это не учитывается в ИТ-системах и, соотвественно, остается в отчетности «серой зоной», способной принести немало сюрпризов.
То же происходит и в складских комплексах: оборудование банально поставили не туда, отвалился ярлычок и пр. — найти его очень сложно и трудозатратно, а значит — опять простой, закупки еще одного лишнего комплекта и т. д. А уж если оборудование уникальное…
А что если речь идет о работе крупного предприятия со сложными логистическими процессами и большим количеством объектов, рассредоточенных по разным местам или даже разным регионам? Появляется много дополнительных вещей, подлежащих учету: например, выдача и возврат рабочего инструмента с контролем исправности, использование расходников и пр.; организация транспортировок оборудования на объекты и с них, причем зачастую оборудование представляет собой набор мест, и если забыть одну из частей, невозможно использовать все; логистика запчастей и расходников и т. д.
Это отдельная большая и сложная задача, но даже если создать выделенный отдел и попытаться все упорядочить, во весь рост встает вторая проблема: данные для учета не всегда составляются адекватно (т.к. создавать их на ходу неудобно, нужно отвлекаться от работы) и чаще всего вводятся в информационные системы не сразу, а по прошествии некоторого времени, и вводит их не тот, кто выполнял действие, а другой человек — начальник участка, специально выделенный менеджер, секретарь или кто-то еще. В результате:
- Отчетность отражает ситуацию не в реальном времени, а с существенной задержкой.
- Если совершена ошибка, и ее сразу не заметили, отчетность будет скорее отражать «как должно быть», а не «как на самом деле».
- Добавляется возможность ошибки при вводе.
- Невозможно понять, кто и что делал в реальности, на каком этапе внесена ошибка, соответственно, невозможно исправить силами исполнителя.
Как навести порядок?
Все это не дает принимать адекватные управленческие решения, вносит ошибки и сумятицу, приводит к непроизводительным издержкам. Для решения проблем с контролем и учетом товаров и оборудования, которые могут обходиться предприятию очень дорого, необходимо следующее:
Во-первых, необходим сквозной учет, когда товары и оборудование (особенно уникальное и ценное) не просто отмечаются при поступлении на склад, территорию предприятия, объект и выходе с него, но и отслеживаются внутри, т. е. каждое изменение местоположения или операция с товаром и оборудованием должна отражаться в системе с указанием имени исполнителя, с которого можно затем спросить.
Во-вторых, информация должна вводиться в систему сразу после выполнения действия самим исполнителем, и лучше — в автоматизированном режиме, максимально исключающим возможность человеческой ошибки. Это позволяет не только отслеживать, какие действия, где, когда и кем производились, но и получать точную картину происходящего в реальном времени.
Автоматизация склада и учет имущества
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысьте точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысьте эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первый шаг к цифровизации
В теории, такие проблемы способна решать пресловутая цифровизация, о которой сейчас столько говорят. Но для того, чтобы система заработала, нужно решить целый ряд задач.
- Для нормального учета необходимо полностью «оцифровать» абсолютно все рабочие процессы, а подавляющее большинство предприятий сейчас находятся на промежуточных этапах, когда часть рабочих процессов уже «оцифрована» и ведется с помощью информационных систем, а часть продолжает осуществляться в ручном режиме. Такие процессы представляются для системы «черным ящиком», где автоматический учет и контроль невозможен, а ручной может быть неточным.
- Для такого учета недостаточно традиционного рабочего места, т. е. стационарного компьютера, пусть и оснащенного сканером. Операции учета проводятся в самых разных местах, в т. ч. «на ногах», это может быть контейнерная площадка, порт, кузов грузовика или трюм судна, удаленный объект, необорудованная строительная площадка и т. д. Поэтому необходимы устройства нового поколения, которые всегда находятся у работника. Это может быть как мобильный сканер или иное специализированное устройство, так и смартфон со специальным ПО, позволяющим сканировать товары или оборудование, заносить информацию о них и проделанных операциях в систему.
Например, при сборке рейса на объект нужно проверить все места груза перед отправкой со склада, при погрузке в грузовик (причем иногда еще нужно соблюдать очередность загрузки, чтобы легче было выгружать на разных объектах), при перегрузка из грузовика на корабль и т. д. — вариантов много.
Причем на каждом из этих этапов ошибка приводит к тому, что машина/корабль/самолет не увозят нужное оборудование, и ко всему еще могут увезти что-то лишнее, то есть, цена ошибки очень высока. Во всех случаях сотруднику необходимо перемещаться со сканером в руках и сразу обмениваться данными с информационной системой чтобы понимать, что ему делать дальше.
Очевидно, что ручное сканирование заняло бы слишком много времени, необходимы автоматизированные средства учета. Самый простой и дешевый способ учета — штрихкоды, но у них есть свои минусы — код можно повредить, можно подделать и т. д. А вот, например, RFID-метки подделать невозможно, т.к. каждый чип имеет уникальный код, и для ценного оборудования или товаров такой учет подходит больше.
То есть, речь идет о создании полноценных мобильных рабочих мест, позволяющих контролировать место нахождения и движение товара в любом месте внутри предприятия, подразделения или на объекте. А раз так — требуется и инфраструктура для подключения мобильных рабочих мест к сети предприятия и информационным базам.
Необходимые для этого технологии на сегодняшний день уже доступны и хорошо изучены, а нужное оборудование широко представлено на рынке. Если раньше сквозной учет казался недостижимой мечтой, то сейчас это пусть и комплексная, но знакомая и отработанная техническая задача.
Да, ее реализация потребует усилий и финансовых вложений, т.к. необходимо будет развернуть инфраструктуру, закупить нужное оборудование и личные мобильные устройства, разработать новые схемы и адаптировать существующие бизнес-процессы. Однако после запуска и настройки предприятие получит большое количество выгод.
Самая очевидная — это упрощение работы для персонала, т.к. сотрудники будут четко видеть задания и легко контролировать их выполнение, и существенное сокращение дополнительных издержек вследствие ошибок при учете и перемещении оборудования и товаров. Но это не единственный плюс. Компания также сможет воспользоваться целым рядом стратегических выгод.
3 выгоды от сквозного учёта
Во-первых, сразу видно, где и у кого находятся конкретные материальные ценности. Повышается эффективность использования, нужно меньше оборудования и инструментов. В значительной степени решается проблема воровства и порчи на рабочем месте, т.к. можно проследить маршрут и нахождение товара или инструментов и найти исполнителя на каждом этапе.
Во-вторых, видно актуальное состояние: что принято на склад, что отпущено со склада, что где находится и как используется, каких расходных материалов еще достаточно, а какие уже следует закупать и т. д. Фактически, идет непрерывная инвентаризация, позволяющая лучше учитывать запасы и избегать простоя из-за того, что что-то неожиданно закончилось.
В-третьих, начальство, не находящееся на объекте, видит полную и объективную картину состояния и движения материальных ценностей в реальном времени, что позволяет быстрее и четче планировать дальнейшие действия.
Наконец, сквозной учет позволяет создавать адекватную и полноценную статистику нахождения, движения и использования материальных ценностей, лучше просчитывать потребности и планировать работу в долгосрочном плане, тем самым повышая эффективность работы предприятия в целом.
«Первоисточник — номер журнала «Склад и техника» к выставке СеМАТ Russia 2022: https://sitmag.ru/article/27680-semat-russia-2022-v-fokuse-alternativa-i-zameshchenie»