-

Страна происхождения товара: как определить по цифровому коду, классификатор производства по 44 ФЗ России в ГТД — что это такое, правила определения по российскому реестру, документы с наименованием, замена в УПД после заключения контракта, необходимые сертификаты для Китая, Италии, Германии, США и стран ЕАЭС

Сделки, заключаемые с зарубежными контрагентами на отгрузку или поставку товарной продукции, регламентированы определенными нормативными положениями и требованиями, соблюдение которых является важным условием. В первую очередь это касается документооборота — своевременное и грамотное оформление сопроводительной документации позволяет, например, избежать сложностей с прохождением таможни или же с подачей заявки на участие в федеральном тендере, где жестко прописываются стандарты к поставщикам. Для участников рынка важно соответствие всей предоставленной информации — в том числе и страны происхождения товара, критерии и правила определения и обозначения которой в ТК ЕАЭС закреплены положениями действующего международного соглашения.

Общее представление

Указанный документ, регламентирующий рассматриваемый вопрос, был подписан в Ялте в 2009 году, и включает в себя ряд определенных норм, которые следует учитывать при регистрации сделок и финансовых операций. Исходя из содержания, каждое государство, ратифицировавшее достигнутые договоренности, и на территории которого продукт был произведен, либо подвергся существенной переработке, соответствующей установленным нормам законодательства — это страна происхождения товара.

Важно учитывать, что существует разница между данным понятием, и формулировкой, характеризующей наименование места поступления продукции — в соответствии с Гражданским кодексом (ст. 1516), во втором случае подразумевается конкретная территориальная локация, которая устойчиво ассоциируется с уникальными особенностями производства. Как пример — вологодское масло, тульские пряники и т.п. Кроме того, отличие существует и от такого термина, как местонахождение производителя. Так, если один из участников рынка планирует подачу заявки на государственный или муниципальный тендер, указание изготовителя, а не страны происхождения товара по классификатору и реестру наименований, как предписано по 44-ФЗ, является основанием для вынесения заказчиком отрицательного решения — ввиду несоответствия документации.

Также стоит отметить, что государство, в котором официально зарегистрирован товарный знак, и фактическое место, где производится продукт, — это далеко не всегда один и тот же регион. Сегодня распространена практика, при которой крупные корпорации, лицензированные в США или Германии, организовывают мануфактуры на территориях субъектов третьего мира, за счет этого существенно сокращая расходы на рабочую силу и налоговые издержки.

Как определить страну происхождения товара

Следующий перечень правил относится к продукции, целиком прошедшей производственный цикл, либо подвергшейся существенной переработке на территории одного из государств, участвующих в ранее упомянутом Соглашении. К произведенным полностью относятся:

  1. Ресурсы природного происхождения, добыча которых осуществляется в недрах земли, водоемах или воздушном пространстве.
  2. Продукты растительной и животной группы, культивированные, выращенные и собранные в пределах субъекта.
  3. Промысловая добыча, являющаяся результатом охоты или рыболовства на территории страны.
  4. Продукция, полученная в ходе обработки сырьевых запасов в результате морского промысла, а также выбранная со дна или недр акватории за территориальными границами — в тех случаях, когда исключительное право их разработки закреплено в рамках международных соглашений.
  5. Производственные отходы и сырье вторичной категории, а также изделия, уже находившиеся в употреблении, состояние которых пригодно только для переработки.
  6. Высокотехнологичные продукты, применяемые в рамках космической отрасли.

Рассматривая вопрос о том, как узнать страну происхождения товара, стоит учесть критерии изготовления и производства, применяемые в рамках кумулятивного метода — то есть, когда обработка исходного материала осуществлялась последовательно. Если итоговое изделие создано на территории одного из государств, участвующих в Соглашении, однако для этого использовалось сырье, поступившее от других субъектов аналогичного статуса, что подтверждено сертификатом формы СТ-1, в качестве конечного определяется регион, где была произведена завершающая фаза изготовления. А вот в тех случаях, когда сертифицирующий документ отсутствует, применяется основание достаточной переработки — так же, как и при наличии третьей стороны, не являющейся участником международного договора. При этом в последнем варианте в качестве ключевых критериев выступают:

Если сырьевые ресурсы являются иностранными, Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров предписывает указывать в качестве СПТ территорию конечного производства продукта. Исключение составляют ситуации, при которых товарная позиция сырья является идентичной, а ее стоимость не превышает значения в 5%.

Общероссийский классификатор

Постановление №529, утвержденное Госстандартом РФ, стало основанием для создания общего реестра, найти который в открытых источниках сегодня не составляет особого труда. Его использование важно с точки зрения профилактики возможных ошибок, допускаемых при написании буквенных и номерных кодовых обозначений. В соответствии с ОКСМ, каждому региону происхождения товара — России, Китаю, США, а также странам Евросоюза — Италии, Германии и т.д. — в справочнике присвоены цифровой код и определенное наименование, корректность указания которых строго контролируется при проверке заполнения соответствующих граф декларации или сопроводительных документов.

Последние изменения

С января 2021 года вступили в силу обновленные правила, в соответствии с которыми должны определяться государства, где были изготовлены отдельные разновидности объектов госзакупок. Целью внедрения регламента, согласованного Советом Евразийской экономической комиссии, выступает регулирование подобных поставок с учетом специфики применяемых национальных режимов, предусматривающих определенные ограничения. Новое положение актуально для всех участников ЕАЭС.

Порядок определения стран, перечень которых указан в приложении к документу, основывается на условиях, производственных и технологических операциях, разделенных по нескольким направлениям:

В тех случаях, когда изготовители не соблюдают установленный порядок, участники соглашения вправе ввести переходный период, ограниченный по продолжительности, и временно исключающий поставщиков конкретного государства из числа претендентов на подачу заявок в тендерных закупках.

Как определить, где произведено изделие

Памятка, содержащая инструкции по установлению места изготовления импортной продукции, ввозимой на территорию ЕАЭС, согласована коллегией Евразийской экономической комиссии, и содержит указания относительно того, как происходит определение российского происхождения товара. Этот аспект актуален в свете требований, предъявляемых при организации госзакупок. К числу условий, позволяющих признать территориальную принадлежность, относятся:

В тех случаях, когда в ходе изготовления продукции применялось зарубежное сырье или заготовки, страна может быть признана производителем при наличии следующих обстоятельств:

  1. Операции, связанные с обработкой или производством, привели к изменению классификационного кода, определяемого гармонизированной системой описания и кодирования, на уровне одного из первых четырех знаков.
  2. Стоимость использованных материалов, определенная по итогам расчета, не превышает 50% от итогового ценового значения.

В отношении продуктов, аналогичных ассортименту, подпадающему под законодательные меры, защищающие внутренний рынок, также применяются остаточные критерии, в большинстве случаев позволяющие уточнить, где именно был реализован цикл изготовления:

Отличия от аналогичных терминов

Сложности терминологии на начальных этапах могут ввести в заблуждение предпринимателей, не знакомых со спецификой определения конкретного территориального образования. Существует несколько схожих понятий, требующих от участников рынка особой внимательности при оформлении документации:

Кроме того, важно учитывать, что положения, закрепленные в рамках статьи 33 ФЗ-44 определяют перечень требований, в соответствии с которыми должна оформляться документация. Подобные нормы, в частности, указывают, что описание объекта, фигурирующего в качестве предмета тендера, не должно содержать ссылок, указывающих на товарные знаки, наименование места возникновения или производителя.

Как указывать в заявке

Оформление не представляет особой сложности, но требует внимательного и тщательного подхода. Алгоритм, позволяющий соблюсти существующую регламентацию участия в госзакупках, предусматривает следующую последовательность действий.

Особенности работы с электронной площадкой

Правительственное постановление, опубликованное в феврале 2020 под №180, определяет, что участники тендерных закупок, подавшие заявку на конкурс или аукцион, либо отправляющие предложения, в процессе заполнения стандартной формы обязаны выбрать рассматриваемый атрибут, используя классификатор наименований. В официальном справочнике также содержится цифровой код страны происхождения товара (Россия — 643) для оформления ГТД, УПД, счет-фактуры, а также других разрешительных и сопроводительных документов. В техническом задании прописываются данные по каждой позиции, планируемой к поставке, использовании в рамках производственного процесса или оказания услуг. Обязанность заказчика, в свою очередь, сводится к выдвижению требования о предоставлении указанных сведений, и их последующей проверке на предмет соответствия законодательным нормам.

Как подтвердить СПТ

Наличие определенных запретов, ограничений или условий допуска, в том числе связанных с применением национального режима, обуславливает необходимость подтверждения страны происхождения товара путем предоставления специальной документации. Конкретные стандарты зафиксированы в рамках правительственных постановлений и законодательных норм — в перечень документов, которые могут понадобиться участникам госзакупок, входят:

Кроме того, приказ Минфина № 126н, вступивший в силу в 2018 году, определяет обязанность участников декларировать государство, являющееся изготовителем. Это означает, что соответствующую информацию нужно внести в заявку, без предоставления дополнительных справок. При этом важно учитывать, что отсутствие подтверждающей документации выступает основанием для рассмотрения товара в качестве импортного по умолчанию.

Как прописывают СПТ в контракте

Алгоритм фиксации сведений сводится к копированию актуальных реквизитов из заявки в проект согласованного документа. Это нужно делать как при заключении, так и при внесении данных об исполнении в общий реестр.

Указание страны происхождения товара по 44-ФЗ

С 2020 года подобное требование является обязательным не только в тех случаях, когда в отношении предмета сделки выступают изделия, к которым применяется национальный режим, ограничивающий доступ к рынку определенной продукции иностранного происхождения. В рамках оформления тендерных документов сведения о государстве, являющемся изготовителем, указываются в заявке, и при необходимости дополняются сертификатами и декларациями, заявленными к представлению стороной заказчика.

Заключение

Знание специфики законодательных требований, определяющих стандарты взаимодействия, заметно упрощает ведение бизнеса. Характерный штрих: отсутствие какой-либо документации, а также наличие технических ошибок — к примеру, когда страной происхождения товара указана Россия, а в классификаторе — Российская Федерация, или если цифровой код не соответствует присвоенному значению — считается достаточным основанием для отказа в участии. Сократить сопутствующие финансовые издержки, и выделить свободное время, необходимое для тщательной проверки всех значимых аспектов, позволяют решения по мобильной автоматизации, предлагаемые компанией «Клеверенс».