-

Цепи поставок, что это такое в логистике – определение логистической цепочки

Отправной точкой в формировании современного понимания логистического менеджмента в России стало последнее десятилетие прошлого века. На этот период пришлось активное развитие рыночных отношений между поставщиками, дистрибьюторами, ретейлерами и конечными потребителями, появление новых направлений бизнеса, продуктов и товаров, требующих особого подхода к управлению процессами доставки. Происходящие изменения обусловили потребность в организации принципиально иных систем планирования, характеризующихся четким делением циклов, внедрением критериев оценки эффективности выполнения работ и услуг, а также использованием специфических понятий, большинство из которых остаются актуальными и сегодня. Что такое цепи поставок в логистике, какие функции и цели концепции реализуются на практике и что нужно знать о базовых принципах построения? Давайте разбираться.


Общее представление

Supply Chain Management (SCM) — это совокупность процессов, определяющих, каким именно образом формируются финансовые, материальные и информационные потоки, связывающие звенья производства, поставщиков и потребителей. Эффективность системы определяется способностью адаптации к изменяющимся условиям и величиной сопутствующих издержек. Грамотное управление основными циклами, в которые на разных этапах оказываются вовлечены практически все подразделения отдельно взятого предприятия, становится важным конкурентным преимуществом и способствует последовательному увеличению занимаемой доли рынка.

Определение основных процессов цепи поставок в логистике — это важный фактор, позволяющий системно подойти к построению бизнеса. В соответствии с базовой классификацией выделяют следующие этапы:

В рамках работы отдела, отвечающего за управление поставками, также принято выделять первичное и вторичное распределение товарных потоков. К первой категории относится деятельность, направленная на формирование и обеспечение бесперебойной доступности запасов, ко второй — комплекс процессов, связанных с доставкой продукции клиентам, будь то розничные магазины или конечные потребители.

Основные управленческие задачи

Одним из ключевых принципов рассматриваемой концепции выступает стратегический подход к построению связей с посредниками и покупателями. В связи с этим особое внимание должно быть уделено синхронизации управления логистикой, для достижения которой практикуется дифференцирование циклов товародвижения на несколько уровней.

Базовая классификация

Эксперты предлагают деление на три категории: стратегическую, тактическую и операционную, в рамках каждой из которых менеджменту организации необходимо сформулировать и определить способы решения основных управленческих задач.

Strategic Supply Chain Management (SSCM)

Определение общей стратегии позволяет закрыть следующие потребности предприятия:

В зависимости от специфики бизнеса, стратегия управления может быть ориентирована на всеохватность, сфокусирована на конкретных каналах сбыта или индивидуальном клиентском сопровождении, а также характеризоваться операционной динамичностью, позволяющей оперативно менять конфигурацию исходя из текущей рыночной ситуации.

Supply Chain Planning (SCP)

Тактический уровень решения управленческих задач подразумевает определение основных элементов цепочки поставок компании в логистике — это значит, что менеджмент должен утвердить звеньевую структуру и последовательность взаимодействия, сформировать основные потоки товародвижения, а также распланировать бюджетные показатели. Качество проработки указанных вопросов напрямую определяет, насколько эффективной окажется реализация бизнес-процессов, влияет на объективность ценообразования и, как следствие, определяет рыночную конкурентоспособность организации. Конкретизируя задачи, решаемые на данном этапе, следует в первую очередь выделить:

Грамотно выстроенная тактика логистического менеджмента позволяет компании добиваться эффективной реализации намеченных циклов, а также своевременно адаптироваться к происходящим изменениям, влияющим на потребность рынка.

Supply Chain Execution (SCE)

Операционный уровень управленческих задач охватывает все, что, так или иначе, связано с непосредственным исполнением стратегических и тактических планов. Сюда входят:

Практика показывает, что грамотный подход к организации логистики помогает оптимизировать каждый уровень управленческого цикла, благодаря чему становится возможным сокращение временных и финансовых издержек, повышение общей производительности и рентабельности предприятия в целом.

Элементы цепочки поставок

В качестве звеньев, формирующих единую структуру, рассматриваются:

К числу последних относятся не только транспортные компании, но и различного рода хабы, склады, терминалы, а также другие субъекты рынка, задействованные в транспортировке и хранении до момента, пока товар не окажется у конечного потребителя. Общая конфигурация определяется спецификой конкретного бизнеса, доступностью каналов и текущей рыночной ситуацией.


Классификация цепей поставок

Существует несколько дифференцирующих критериев, признаков и факторов, применение которых позволяет выделить отдельные категории.

Сезонность

Специфика работы с сезонными продуктами хорошо знакома работникам продуктового ретейла, где для поддержания наличия части ассортиментных позиций требуется менять логистику в зависимости от времени года. Так, в весенне-летний период фрукты и овощи поставляются преимущественно местными производителями, тогда как осенью и зимой возникает потребность в экспортных поставках из теплых стран.


Формат груза

Характеристики различных товаров могут обусловливать применение в их отношении специальных правил, исключающих потенциальную опасность в процессе транспортировки. Аналогичным образом существуют регламенты для перевозки штучных и сыпучих, жидких, газообразных и негабаритных объектов, определяющие требования к типу состава, выбору мест хранения и т. д.

Сроки годности

Скоропортящаяся продукция требует оперативной доставки, а в отдельных случаях — поддержания особого температурного режима, исключающего потерю кондиций, значимых с точки зрения конечного потребителя. Ускорить логистику в подобных операциях помогает схема с кросс-докингом, в рамках которой исключается этап размещения запасов в секторе долговременного хранения.

Оборачиваемость

Высокая или низкая скорость потребления зависит от специфики конкретного товара. Дифференцирование цепочек поставок с учетом данного критерия способствует оптимизации использования складских мощностей, а также позволяет избежать заморозки денежных средств, возникающей при закупке крупных партий продукции, не пользующейся большим спросом.


Степень предсказуемости

Возникновение обстоятельств, напрямую сказывающихся на эффективности реализации логистического цикла, требует оперативного реагирования со стороны менеджмента компании. Из последних примеров непредсказуемых факторов можно выделить ограничения, возникшие в период пандемии, которые привели к нарушению отлаженных схем доставки товаров как внутри стран, так и на международном уровне.

Характер и структура перевозок

Количество стадий и типов транспортных средств, задействованных в логистике, определяет не только объем документации, которую нужно будет оформить для сопровождения, но и сложность контроля в отношении соблюдение намеченных сроков. Поставки подразделяются на внешние (сообщение с другими государствами) и внутренние, среди которых выделяют местную, междугороднюю и межрегиональную разновидности.


Используемый транспорт

Выбор канала доставки зависит от параметров расстояния, стоимости и скорости, а также наличия временных или постоянных ограничений. Для локальных отгрузок чаще всего применяется автотранспорт, тогда как на большие расстояния рациональнее использовать железную дорогу или морские пути.

Формат сборки

Еще один критерий различия, подразумевающий возможность отправки грузов контейнерами, вагонами, монофурами или мелкими партиями. Как правило, решающим критерием становится потребность, заявленная конечным получателем, будь то клиент, собственная розничная точка или производственное подразделение.

Сложность логистической цепочки

Чем больше звеньев входит в структуру — тем сложнее оказываются организация и сопровождение цикла, требующие контроля на каждом из участков. Стоит отметить, что для крупных региональных и федеральных компаний использование собственных распределительных центров, напротив, позволяет сократить издержки и повысить эффективность транспортного сообщения.


Преимущества концепции управления поставками

Системный подход, охватывающий и учитывающий все нюансы, связанные с транспортировкой продукции, способствует более быстрой и качественной реализации основных бизнес-процессов, выполняемых на каждом уровне. Решение ключевых задач менеджмента — обеспечения рентабельности, достижения целевых показателей и поддержания качества оказываемых услуг — требует объединения имеющихся ресурсов и рационального распределения усилий, прикладываемых каждым подразделением и сотрудником.

Важным аспектом в данном случае становится использование современных средств и технологий — так, например, для организации складского учета маркированных товаров рациональным решением станет использование специализированного программного обеспечения для складов и розничных точек, разработанного компанией «Клеверенс». Практика показывает, что внедрение мобильной автоматизации помогает существенно ускорить процессы приемки, учета и комплектования товарной продукции, способствуя повышению общей эффективности бизнеса.

Логистические посредники в управлении поставками

В последние годы все более актуальным трендом становится передача отдельных циклов на аутсорсинг, способствующая повышению уровня специализации в конкретных направлениях. Логично, что следствием этого оказывается повышение значимости формирования посреднических каналов и связей.

В сфере логистики первенство по-прежнему удерживают узкопрофильные компании, которые сосредотачивают свои усилия на предоставлении конкретных видов услуг: транспортировки, складирования, терминального хранения, страхования, таможенного оформления и т. д. Подобные предприятия классифицируются как операторы 2PL (Second Party Logistics), тогда как фирмы, предлагающие полный цикл сопровождения, охватывающий все операции, относятся к категории 1PL.

На фоне ужесточения требований нормативного регулирования, постоянно возникающих ограничений и перебоев в тех или иных каналах, наметилась тенденция к слиянию отдельных посредников. Объединение усилий помогает небольшим игрокам сохранять финансовую стабильность и расширять спектр предоставляемых услуг, выдерживая конкуренцию как с точки зрения качества, так и в плане ценообразования. Сегодня существуют 3PL (обеспечение функций управления цепочками поставок — DHL, American Express и т. п.), 4PL (все то же самое плюс — планирование, прогнозирование и работа с рисками) и даже 5PL операторы, функционал которых дополняется организацией виртуальных маркетплейсов (ОЗОН, Вайлдберриз, AliExpress).