-

Сколько длится выездная налоговая проверка: какие сроки проведения не могут превышаться, по каким параметрам исчисляется, когда проводится, не более какого промежутка времени продолжается ВНП

В последние годы организация проверочных мероприятий, ориентированных на выявление нарушений различных статей действующего законодательства, практикуется налоговиками значительно реже. Постоянный риск-анализ деятельности зарегистрированных налогоплательщиков позволяет отслеживать данные в режиме реального времени. Для крупных и средних компаний, например, появилась новая форма контроля — налоговый мониторинг. Она позволяет ФНС проверять отчетность бизнеса онлайн через специальную систему. Причем компании идут на это добровольно.

Поэтому проводить подобные проверки имеет смысл только после того, как будет собрана достаточная база косвенных доказательств, свидетельствующих о возможных противоправных действиях. Однако нормативный порядок допускает такую возможность — и на этот случай лучше заранее знать, что может послужить основанием, от которого будет зависеть, сколько длится выездная налоговая проверка, а также какими последствиями она грозит.

Общее представление

В положениях регламентирующего Кодекса не приводится четкой дефиниции, которая раскрывала бы содержание понятия ВНП. В то же время нормы, закрепленные в рамках ст. 82, 88-89 НК РФ, определяют рассматриваемое мероприятие в качестве одной из форм контроля, для которой характерны два ключевых признака. Первый — изучение корректности исчисления и уплаты в уполномоченные органы обязательных сборов за отдельно взятый промежуток времени (и в этом заключается отличие от камеральной процедуры, ориентированной на конкретную декларацию). Второй — возможность присутствия сотрудников ведомства в период проведения выездной налоговой проверки на территории, числящейся в качестве постоянной или арендованной собственности субъекта.

Возможные основания

В современных реалиях подобные мероприятия носят преимущественно плановый характер — решение по кандидатам принимается по итогам анализа результатов, полученных в ходе рассмотрения определенных критериев риска. Большая часть из них находятся в открытом доступе, и закреплена приказом Федеральной службы № MM-3-06-333@, опубликованном в 2007 году. Рассмотрим основные варианты.

Сроки проведения ВНП

В соответствии с действующими законодательными нормами продолжительность ревизии составляет два месяца, отсчет которых начинается с даты, следующей за днем вынесения соответствующего решения. Однако, как показывает практика, подобные мероприятия занимают гораздо больше времени, что обуславливается наличием оговорки, допускающей приостановку или продление назначенной процедуры. Второй вариант встречается реже, поскольку требует участия руководящих инстанций, а вот первая опция используется налоговиками весьма охотно — к примеру, в случае запроса у контрагентов документации.

Хотя формально выездная налоговая проверка не может продолжаться более 60 дней, существует целый ряд законных оснований, позволяющих увеличить отведенный период. К их числу относятся:

Таким образом, изначально установленный временной отрезок может вырасти до девяти месяцев, что весьма неудобно для бизнеса. Стоит также отметить, что каждый подобный случай должен быть оформлен отдельным постановлением руководящего сотрудника ИФНС (либо замещающего его лица), и на время «заморозки» не допускается организация вновь назначенных контрольных мероприятий, а также выдвижение новых требований в адрес налогоплательщика.

Порядок и правила проведения ВНП

Законодательные нормы определяют не только продолжительность и периодичность выездной налоговой проверки, но и устанавливают регламент ее осуществления. Основанием служит решение, вынесенное инспекцией, в которой субъект числится на учете. Содержание должно включать в себя сведения о планируемом мероприятии, включая состав ревизионной группы, а также конкретные сборы и период, требующие уточнения. При этом Кодекс не устанавливает обязанности вручения копии документа налогоплательщику, хотя на практике форма содержит подобный раздел и обычно предоставляется перед началом процедуры.

В ходе ревизии ответственные инспектора направляют требования, осуществляют выемку и осмотр различного рода материалов, назначают экспертные исследования и проводят допросы сотрудников, а также совершают иные действия, необходимые для достижения результата. Состав участников может быть изменен, но только в том случае, если соответствующие записи будут внесены в содержание решения. В заключительный день составляется документальная справка, отражающая предмет и сроки проверки налоговой инспекции, вручаемая налогоплательщику.

Общий порядок проведения

В соответствии с установленными правилами, мероприятие реализуется на территории офиса или объекта, принадлежащего субъекту — за исключением ситуаций, когда имеющиеся площади не позволяют выделить сотрудникам отдельное помещение. Однако чаще всего взаимодействие происходит заочно, с использованием каналов телекоммуникации или почты, через которые направляются требования о предоставлении конкретной документации.

Процедура допускает организацию допросов свидетелей, в качестве которых рассматриваются как бывшие, так и трудоустроенные работники предприятия. Присутствие работодателя при даче показаний, назначенной в рамках основного срока проведения выездной налоговой проверки, запрещено. Место определяется в зависимости от текущих обстоятельств — закон допускает общение с участниками ВНП как на рабочих местах, так и на ведомственной территории, и даже в жилых помещениях (но только при наличии соответствующего согласия). Руководители также могут быть допрошены.

Кроме того, инспектора вправе осуществлять осмотр помещений, организовывать инвентаризацию и выемку документации, а также иных объектов, включая съемные носители, жесткие диски и компьютерную технику. При необходимости назначаются экспертизы и привлекаются профильные специалисты, в том числе — сотрудники полиции, обеспечивающие охрану правопорядка.

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Целенаправленная подготовка к ВНП практически невозможна, так как информация реализации подобных мероприятий находится в закрытом доступе. Уведомление предоставляется контролерами совместно с первичным требованием, направленным через средства телекоммуникации или же врученным в ходе личного посещения.

Однако у бизнеса всегда есть возможность принятия ряда превентивных мер, позволяющих свести к минимуму возможные негативные последствия. Так, грамотная организация учета, реализуемая с помощью программных решений, предлагаемых компанией «Клеверенс», обеспечивает условия, необходимые для полноценного контроля за совершаемыми товарными операциями, и исключает ошибки и расхождения с контрагентами.

Еще один важный аспект — наличие правовой поддержки, оказываемой штатным юристом или привлеченными адвокатами в случае вызова работников или руководителя предприятия на допрос. Конституционные положения предусматривают возможность отказа от дачи показаний, а также ограничения предоставляемых сведений рамками общедоступной информации. Понимание законодательства в принципе играет немаловажную роль — зная, какова максимальная продолжительность выездной проверки организации, всегда можно указать на несоответствие реализуемой процедуры нормативным требованиям.

Практическую пользу приносят периодические локальные аудиты, осуществляемые аутсорсинговыми компаниями. Сторонняя оценка учета помогает своевременно выявить имеющиеся ошибки, способные привести к проблемам с контролирующими органами.

Результаты ВНП

Ранее уже было сказано, что в день завершения планового мероприятия составляется справка, предоставляемая налогоплательщику. Именно она выступает основанием для перехода к оформлению официальных итогов проведенной ревизии.

Срок проведения выездной проверки не может превышать двух месяцев, и исчисляется с момента принятия соответствующего решения. Аналогичный период отводится законодателем и на составление акта, содержащего перечень обнаруженных правонарушений, и выступающего основанием для привлечения к ответственности. Результирующий документ, дополненный приложениями, должен быть подписан субъектом. Отказ от стандартной процедуры не имеет практического смысла, поскольку наличие подписи не означает автоматическое согласие с предложенным содержанием, и одновременно с этим исключает возможность его последующей корректировки, поскольку один экземпляр остается в распоряжении налогоплательщика.

В ситуациях, когда руководитель организации умышленно уклоняется от вручения ревизионного акта, материалы направляются заказным письмом на юридический адрес и считаются полученными по умолчанию спустя шесть дней с момента отправки.

Подготовка возражений (в случае их наличия) осуществляется в письменной форме. Допускается апелляция по отдельным пунктам, либо по результатам ВНП в целом. На составление отводится месяц, после чего предоставленные материалы рассматриваются в рамках открытого мероприятия, предусматривающего обязательное приглашение представителя заинтересованной стороны. Нарушение этой части регламента налоговиками, как и лишение возможности дать пояснения по делу, является безусловным основанием для отмены вынесенного ранее вердикта.

Итоговое решение может иметь промежуточный или окончательный характер. В первом случае назначаются дополнительные процедуры, такие как экспертный анализ, допрос, либо сбор документации у участвующих контрагентов, необходимые для формирования достаточной доказательной базы. Вторая ситуация обязует ИФНС представить детальный разбор доводов субъекта, включая возражения в рамках открытого рассмотрения, и обосновать их принятие или отказ.

С учетом того, в какой срок проводится выездная проверка, время, отведенное на получение новых уточняющих материалов, видится вполне достаточным — один месяц. При этом продление исключается из перечня дополнительных опций, равно как и поиск новых нарушений. По истечении периода регламент предписывает назначение аналогичного разбирательства.

Учитывая сложившуюся ситуацию, обусловленную пандемией коронавируса, законодатель допускает реализацию ряда мероприятий, включая рассмотрение апелляции, с применением средств телекоммуникации и видеосвязи. Для использования данной возможности достаточно подать соответствующее заявление, приложив к нему копии документов, подтверждающих юридический статус и личность субъекта.

Повторная выездная налоговая проверка

Существует три ситуации, в которых контролирующие органы могут еще раз провести ВНП в отношении сборов и страховых взносов, ранее уже подвергавшихся ревизии:

  1. Контроль качества работы инспекционной комиссии, реализуемый вышестоящим ведомством. При этом подобная процедура не осуществляется для опровержения ранее составленных актов, подтверждающих результаты проверочных мероприятий, то есть не преследует своей целью устранение процедурных или фактических ошибок, выявленных в ходе рассмотрения правового спора в суде.
  2. Предоставление уточняющей декларации, содержащей сумму налогового вычета за периоды, ранее подвергавшиеся проверке. Действия контролирующего органа, в качестве которого выступает ИФНС, ограничиваются повторной сверкой данных, заявленных как соответствующее основание.
  3. Регистрация или ликвидация юридического лица.

Таким образом, ВНП — достаточно масштабная и сложная процедура, способная существенно затруднить функционирование бизнеса. Учитывая, сколько времени может продолжаться выездная налоговая проверка, и каков общий срок приостановления бизнес-деятельности на законных основаниях, лучше всего заранее разобраться в правовых нюансах, определяющих полномочия контролеров и налогоплательщиков. Понимание критериев отбора кандидатов для реализации подобных плановых мероприятий, а также своевременное отслеживание показателей работы организации сводит к минимуму вероятность общения с представителями инспекции.