-

ТТН и ТН: в чем разница между товарной накладной и товарно-транспортной, чем они отличаются, отличия, что выписать

Факт приобретения продукции от поставщика, а также доставка этих ТМЦ — это всегда возникновение значительного количества сопутствующей документации. Естественно, эта своего рода волокита служит понятным целям. Соблюдение законности сделок, контроль качества продукции, возможность предъявления претензий в случае неисполнения обязанностей сторонами. Но возникающая путаница иной раз ставит в тупик не только ответственных за оприходование лиц, а также руководителей, но даже и бухгалтеров. В этом обзоре мы прольем свет на данный вопрос, узнаем, что такое ТТН и ТН, товарная накладная и товарно-транспортная, в чем разница между этими понятиями. А также поймем, в каких случаях их необходимо оформлять, какие разделы включаются в содержание. И разберем точку зрения текущего законодательства РФ на эти аспекты. Ведь нарушение норм оформления документов — это серьезное правонарушение, за которое неминуемо следует ответственность, зачастую в виде финансовых санкций. Но иной раз при злостном нарушении можно даже лишиться лицензии на осуществление деятельности и попасть под субсидиарную ответственность.


Что такое ТНН

Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания, А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания, А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.

В каких же случаях нам понадобится, и этот аспект во многом определяет, чем отличается ТТН от ТН. А именно — это наличие третьей стороны, оказывающей услуги транспортировки. Когда в уравнении появляется эта новая переменная, документ и становится нужен. Но не необходимой, ведь распоряжение Минфина от 2013 года фактически упразднило обязательный характер предписания. Теперь документ вполне допустимо заменить новым аналогом, о котором мы еще отдельно поговорим ниже.

Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета — то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.

Скачать образец ТТН (.xlsx)

Что это такое

В этом вопросе есть серьезная путаница. Сразу поясним, что под сокращением подразумевают зачастую два совершенно разных по виду и предназначению документа. И они никак не коррелируют друг с другом. Разберемся с обоими случаями поэтапно.


Отличие транспортной от товарно-транспортной накладной, ТТН заключается в том, что ТН — это, по сути, новый аналог сопроводительных бумаг при грузоперевозках. Она введена с 2013 года. И сейчас является преимущественно основной. Это более современный и корректный вариант. Различия же заключаются том, что в новом виде нет в принципе товарного раздела. Ведь по логике он и не нужен, на основе бумаги ТМЦ не ставятся на учет. Это просто сопроводительная документация, которая подтверждает факт доставки, выполнение транспортных услуг. И она не может являться базой для бухгалтерской отчетности — только в плане расходов на перевозку, если они были. Но при этом закон на текущий момент допускает оба варианта.

А вот отличие товарной накладной от товарно-транспортной совершенно в иной плоскости. Первый случай — это подтверждение того, что ТМЦ были оприходованы и приняты, поставлены на учет, размещены на складе или точке продаж покупателя. Что грузоотправитель честно выполнил условия сделки и предоставил необходимое количество продукции, указанное в договоре. Никакого отношения к перевозкам эта бумага не имеет. И она уже является первичным бухгалтерским документом. Соответственно, какой бы вариант подтверждения транспортировки ни использовал покупатель или поставщик, это не освобождает от ответственности по составлению отчетности во время принятия ТМЦ. Выходит простой алгоритм, допустимо выбрать любую вариацию (если нет прямого запрета по закону в этой случае) документации сопроводительного характера. Но при этом бухгалтерская отчетность должна быть всегда.

При этом есть еще любопытный нюанс, который показывает, что такое транспортная и товарно-транспортная накладная, отличия прослеживаются в количестве копий. В первом варианте нам понадобится всего три образца. Один остается у грузоотправителя, второй передается покупателю. Оставшийся уходит компании, осуществляющей перевозку. А вот в случае со старой Т-1, понадобится четыре копии. Также по одной покупателю и продавцу, но целых две остается у компании по перевозке.

Какие сведения вносятся

Итак, форма старого образца делится на два раздела. Первый — товарный содержит пункты:

Второй раздел содержит:


Как можно понять, первый раздел точно нельзя назвать строго необходимым. Ведь все обозначенные сведения все равно будут копироваться в бухгалтерской отчетности. А переписываться несколько раз информацию — не слишком логичный процесс. При этом раздел в принципе можно считать бесполезным. Ведь на основании заполненных строк все же нельзя проводить оприходование.

Поэтому от раздела и было решено избавиться в новом формате. И теперь наглядно видно, чем отличается транспортная накладная от товарно-транспортной. Плюс в обновленную вариацию внесли два новых пункта, которые действительно имеют важное значение. Первый — это полная сумма АТП без градаций. Чтобы было удобно производить расчет. А второй касается маршрута. Прописана вся траектория движения грузового транспорта. Это принципиально значимо, если речь идет про ТМЦ, требующие деликатного подхода. Хрупкие материалы, а также опасные грузы. Очень важно определить такой маршрут, чтобы дорожная ситуация не спровоцировала дополнительную тряску, которая в итоге повредит груз.

Транспортная накладная или товарно-транспортная накладная, когда нужен конкретный вид

Сейчас уже Минфин чуть ли не официально отменил старый вариант. При этом некоторые фискальные органы, которые просто по непонятным причинам решили не перестраиваться, до сих пор требуют Т-1. На самом деле, если такие претензии поступают, смело можно обращаться за судебной защитой. Ведь это незаконно. ТН полностью заменяет аналог практически во всех случаях. Существует лишь один вариант, когда ТТН будет необходимым выбором. И по закону не может заменяться аналогом. Это грузоперевозка этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Здесь уже закон действительно предписывает строгое использование ТТН. Но это скорее исключение, чем правило.

Отличие ТН от ТТН

Мы разобрались с формальным различием. И разница уже стала очевидной. Но теперь давайте пройдемся по конкретным пунктам в разделах, чтобы четко выявить различающиеся аспекты. И понять, какая вариация действительно будет более удобной.


Товарный раздел

В устаревшем варианте этот пункт расписан полностью. Мы можем отследить номенклатуру ТМЦ, конкретное количество товарных позиций, виды перевозимого груза, вес. А также стоимостное выражение. Причем прописывается и общая сумма, и цена на конкретные изделия. А вот по новому варианту этих сведений нет в принципе. Они опускаются, ведь фактически нужды в этом нет. Возможная порча или недостатки будут выявлены при оприходовании, которое строится на иных разрешительных бумагах.

Подпись уполномоченных лиц по отпуску ТМЦ

Еще один наглядный отличительный пункт. В ТТН он присутствует. Соответственно, специалист, отвечающий за эту операцию, либо главный бухгалтер должен поставить там свою подпись. Такой нужды нет в ТН, лица в принципе могут не присутствовать при данной процедуре.

Строка 5

Это новинка, используемая в ТН. Фактически там прописываются рекомендации грузоотправителя. Он сообщает, какой лучше выбрать транспорт, его количество, грузоподъемность, оптимальный маршрут, условия для перевозки, например, температурные. По сути, изготовитель, которые отлично понимает, какую продукцию он создал, какие у нее есть слабые места — дает советы, как не потерять в качестве во время процесса грузоперевозки. И это ценная информация, но ее основе действительно можно создать оптимальные условия, подобрать подходящие машины, проложить маршрут. А также использоваться специализированные кадры при необходимости. Это наглядный показатель, чем отличается накладная от товарной транспортной, ТНН. Подобный вариант выгоднее для покупателя, ведь шанс того, что ТМЦ доедут в сохранности без порчи упаковки, снижения срока годности продукции.


Также появляется и иной любопытный аспект. В случае проблемных ситуаций всегда получится четко отследить, кто виноват. Если рекомендации не были даны, либо перевозчик следовал им в точности, но ТМЦ были испорчены — виноват явно изготовитель. Он просто не сумел грамотно описать нормы транспортировки. А вот если водители и грузчики просто не следовали указанным рекомендациям, то вина уже целиком и полностью лежат на них. И претензии тоже направлять стоит в сторону посредника.

Страница 14

Очередное новшество, где содержатся поля для написания сведений об изменении выгрузки. То есть, если произошла форс-мажорная ситуация, когда грузовики просто не смогли своевременно предоставить, либо дата отгрузки была изменена. А что чаще всего бывает, сменяется именно адрес выгрузки, оказывается, что указанный ранее склад полностью забит продукцией, и необходимо везти в другой. При этом стоит помнить, что заполненное поле станет основанием для увеличения (или уменьшения) суммы конечного расчета. Ведь вполне часто оказывается, что новая точка доставки намного дальше от точки отравителя. И придется проехать лишних несколько сотен километров. А это дополнительные расходы транспортной компании.

Нужно ли оформлять сразу два документа, возможно ли заменить

Мы посмотрели конкретику по содержанию бумаг. Многим уже стало ясно, какой вариант предпочтительнее, ТТН или ТН, что выписать — теперь тоже не секрет. Но остается вопрос, а есть ли смысл и стоит ли совмещать сразу обе вариации. С практической стороны вопрос не лишен логики. Ведь новая вариация содержит массу пунктов, которых не было ранее. Но фактически, закон такой процедуры просто не предусматривает. Доступен выбор лишь одного варианта. При этом замена реально возможна, транспортная накладная без проблем предоставляется вместо аналога. Но не наоборот. Можно заменить только старую форму с помощью новой, обратной процедуры нет.

При этом существует единственный случай, когда подобный регламент не реализует. А именно, как мы уже уточнили, работа со спиртосодержащей продукцией. Учитывая тот факт, что в нашей стране огромное количество мошенников старается реализовать контрафакт, меры здесь более жесткие. И товарный раздел становится просто необходимым, чтобы точно отследить возможность подлога или отсутствие сертификации.


Всегда ли нужна ТТН

Однозначно — нет. Более того, сейчас чаще используют новую вариацию. Правда, как уже говорилось, некоторые фискальные органы по традиции требуют устаревший экземпляр. Но эти претензии допустимо смело игнорировать. Закон будет на вашей стороне. Даже если к вам попытаются применить какие-то санкции или пожаловаться в компетентные инстанции, не переживайте. Решайте вопрос в порядке судопроизводства.

Стоит учитывать, что бумаги для бухгалтерского учета все равно остаются необходимыми, даже если не используется старая форма сопроводительных документов. Но мы уже пояснили, в чем разница между ТН, товарная накладная и ТТН, товарно-транспортная, отличия заключаются в том, что это в принципе разные виды документации с различными целями. И заменить они друг друга не могут по определению. Ведь, когда вы посещаете поликлинику, полис обязательного медицинского страхования нельзя заменить пенсионным свидетельством, так ведь?

Чтобы автоматизировать и упростить все процессы, связанные с оприходованием ТМЦ, стоит использовать грамотный софт. Такой, как предоставляет компания «Клеверенс».

Когда без ТНН не обойтись

Перевозка этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Все остальные случаи — опциональные.

Оформление документации

Как и в работе с любыми бумагами, здесь тоже существуют свои нормы. В первую очередь они касаются оригинальных бланков. А также корректности указанных сведений. Причем сводная форма допускается в некоторых разделах, а в других только точная.

Правила заполнения

Итак:

Образец заполнения грузоотправителем

Посмотрим на пример, как продавец должен заполнить бумагу.

Образец заполнения грузоперевозчиком

А теперь обратим внимание на требования для транспортной компании. Конкретно с образцом обычно работает экспедитор или водитель.


Ключевые требования

Помните, что содержание в любом случае должно отражать следующие аспекты:

Порядок заполнения

В принципе, жестких требований нет. Но есть практика удобного внесения сведений:

Теперь стало понятно, нужна нам в конкретном случае транспортная или товарно-транспортная накладная, разница очевидная. Практически всегда рекомендуется первый вариант. Но стоит помнить, что на практике фискальные органы порой против подобного рода новшеств.