Транспортная тара: что это такое, виды транспортировочной упаковки
Транспортная тара — это термин, который на практике используется наряду с понятием «упаковки». Поэтому в статье данные определения будут употреблены как взаимозаменяемые. В разных секторах экономики используют специализированные упаковочные средства, которые могут отличаться по типам конструкции, материалам, технологии изготовления, возможности штабелирования, эксплуатационным характеристикам. Ниже пойдет речь об их видах, классификации, требованиях и других параметрах, которые оказывают влияние при выборе конкретных продуктов, необходимых для обеспечения хранения, перевозки, погрузки и разгрузки товаров.
Что такое транспортная тара (упаковка)
По сути, это средство, которое обеспечивает перемещение грузов, обеспечивая их сохранность от физических деформаций при транспортировке на длинные расстояния по железной дороге, на автомобильном транспорте, по морю или при воздушном сообщении на пути от производителя к потребителю. Стандартизированные конструкции используют также для защиты перевозимой продукции от негативных влияний атмосферных явлений, загрязнений и несанкционированных доступов сторонними лицами. Они облегчают проведение складских процессов, обеспечивая возможности для:
- оптимизации при составлении грузовых мест;
- рационального задействования полезных транспортных площадей;
- автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;
- маркировки товаров;
- экономии времени и облегчения труда при складских учетах продукции;
- эффективного контроля перемещения грузов при их приемке, комплектации, отгрузке и выдаче.
Транспортировочная упаковка в логистике — это самостоятельная конструктивная единица, которая может принадлежать любой стороне, взаимодействующей с ней: производителю продукции, логистической фирме или компании, заказывающей перевозку. Маркировка тары штрих-кодами позволяет автоматизировать процесс работы, сделать его быстрым и точным.
С введением системы «Честный ЗНАК» появился еще один аспект, который следует учитывать. Так как продукция с кодами DataMatrix прослеживается по всему маршруту поставок, каждая вложенная товарная единица должна быть взаимосвязана с транспортной упаковкой. Для этого задействуется агрегация. Благодаря ей можно отслеживать движение товара по всей цепочке без необходимости вскрывать каждую транспортировочную тару. Осуществить это можно с помощью компании Клеверенс в рамках решения «Склад 15».
Характеристики, влияющие на выбор
Для правильной организации складской работы одной из важных составляющих является правильно подобранная потребительская упаковочная конструкция. На ее выбор влияют следующие характеристики:
- Внешняя оболочка. Если предстоит грузоперевозка на короткие расстояния, то нет смысла использовать дорогостоящие материалы и повышенную их прочность. В этом случае вместо полимерных конструкций можно выбрать картонные.
- Атмосферные явления. Их важно учитывать, так как температурные колебания, а также повышенная влажность могут негативно повлиять на срок годности продукции. Чтобы этого не случилось, следует использовать герметичные контейнеры.
- Способ грузоперевозки. Для автомобильных путей сообщения подбирают более прочную тару для транспортировки, так как этот тип перевозки относится к наиболее аварийным.
- Тип продукции. Для хрупких и бьющихся изделий используют упаковочные материалы с демпфирующими свойствами, так как они гасят удары, препятствуя механическим повреждениям товаров при погрузочно-разгрузочных работах и во время их перемещения.
Готовые решения для всех направлений
Ускорьте работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Обязательная маркировка товаров - это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысьте точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысьте эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Знаки маркировки
Чтобы сохранить партию продукции от порчи, повреждений, утраты, а также, чтобы обезопасить людей от контактирования с опасными веществами при перевозке, груз должен быть промаркирован. Маркировка может быть нанесена в виде символов, цифр, знаков, пиктограмм, надписей. В ней кодируется следующая информация:
- назначение и характеристики продукции;
- пункт доставки и данные о грузополучателе;
- сколько мест и номер партии;
- количество изделий либо вес (брутто и нетто);
- габариты (ДШВ).
Вспомогательная маркировка указывает на то, как нужно взаимодействовать с конкретной партией.
Разновидности
Существует большое разнообразие видов тары для перевозки и упаковки грузов. Среди них можно выделить следующие основные группы.
Средства пакетирования
К ним относятся материалы и различные приспособления для составления и скрепления пакетов массой от 250 кг до 1 т. Средства пакетирования (СП) обеспечивают сохранность партии и ее целостность на протяжении всех этапов складирования и перемещения. Они подразделяются по:
- назначению (универсальные и специальные);
- эксплуатации (разовые или многооборотные);
- конструкции (скрепляющие в пакеты или несущие);
- характеру работы (по типу жесткости и гибкости);
- исполнению (разборные, складные, неразборные).
Применяются следующие СП:
- обвязки для гибких и полужестких конструкций;
- многооборотные кассеты (с обоймой или рамой);
- стропы;
- сетки для крепления груза;
- поддоны с надстройками или без них;
- подкладные листы;
- каркасные обрешетки;
- прокладки.
Контейнеры
Эти элементы являются частями оборудования для перевозки, которые можно использовать повторно для хранения и транспортировки товаров. Они подразделяются на универсальные и специализированные. В зависимости от их предназначения, размеры и грузоподъемность могут различаться. К этой же категории относится и специализированное оборудование, например, контейнеры-рефрижераторы и цистерны для перевозки жидкостей.
Ящики
Так как данный вид транспортной тары изготавливается из самого разного типа сырья, такая упаковка не относится ни к жесткому, ни к мягкому типу. Она бывает в форме куба или параллелепипеда, с крышкой или без. Ящики изготавливаются из картона, дерева и его производных, пластика, металла и др. Конструкция, в зависимости от назначения, может быть с вентиляцией или без. При этом основание ящиков должно быть таким, чтобы при штабелировании обеспечивалась надежная устойчивость. Для увеличения прочности используется окантовочная лента и поперечные брусья.
Бочки, кеги
Это грузовая тара, которая применяется для жидких грузов. Ее устанавливают на торцы, не требующие дополнительной опоры. Бочки могут изготавливаться из металла, пластика и прочих полимерных материалов и усиливаться обручами. Для загрузки и выгрузки предусмотрены отверстия, закрывающиеся зажимами или винтовыми крышками. Этот вид емкости предназначен для перевозки различных жидкостей.
Кеги из пищевой стали используются для хранения газированных напитков. Они снабжены клапанами, которые не позволяют поступать воздуху внутрь. Разливаются напитки через раздаточную головку.
Барабаны
К транспортной таре относятся цилиндрические сосуды с плоским днищем. На них не используются усиливающие обручи. Барабаны необходимы для перемещения продуктов жидкой и пастообразной консистенции. Изготавливают их в соответствии с назначением груза: из фанеры, жести или из их сочетания. Стенки корпуса крепятся к днищу с помощью оцинкованной ленты. Крышки фиксируются с помощью зажимно-запорных устройств.
Мягкие виды
К этой группе относятся мешки из разных материалов (пластика, синтетических, капроновых и полипропиленовых прочных нитей и тканей, крафтовой бумаги), разовые и специализированные контейнеры. В них фасуют стройматериалы и различную сыпучую, гранулированную и фракционированную продукцию, которой не страшно воздействие влажной окружающей среды, посторонние запахи, пыль, а также не теряющую свои эксплуатационные характеристики вследствие воздействия нагрузок на сжатие.
Короба
Это транспортировочная тара конструируется из ДВП, деревянного бруса, фанеры. Она призвана обеспечивать целостность грузов и исключить проникновение к их содержимому посторонних лиц во время транспортировки. Внутренняя закрытая полая конструкция предназначена для наполнения чем-либо. Все стенки короба крепятся с помощью уголков и стрейч-колец. К основе приклеиваются опоры.
Коробки
Данный вид упаковочной емкости в форме квадрата или прямоугольника с крышкой и плоским дном применяется в различных сферах промышленности практически для любых групп товаров. Материал изготовления — многослойный гофрокартон. При необходимости коробки усиливаются в верхней и нижней части картонными лотками.
Паллеты, поддоны
К этому типу транспортной упаковки относятся площадки, которые используют для перевозки товарной продукции при помощи вилочного подъемника или гидравлической тележки. Поддоны бывают изготовлены из металла, пластика или дерева. Деревянные емкости должны быть обработаны в соответствии с фитосанитарными нормами перед экспортом.
Паллеты, произведенные из пластика или дерева, имеют стандартизированные формы и размеры. Они предоставляют надежное основание для размещения партии продукции. Чтобы скрепить товары на поддоне, используется стрейч-пленка или пленка с термоусадочными свойствами.
Еврокуб
Конструкция кубической формы, изготовленная из полиэтилена низкого давления и имеющая прочную основу, монтируется внутри стальной рамы. Данная тара обычно помещается на специальные поддоны или палеты для удобства транспортировки и хранения. Внешняя часть такого еврокуба способна выдерживать значительные нагрузки, что гарантирует сохранность содержимого благодаря своей герметичности и прочности. Заполнение контейнера происходит через верхний люк с крышкой, а его опустошение осуществляется посредством клапана или задвижки на выходном патрубке в нижней части. Это транспортная упаковка товара используется для сыпучих или жидких продуктов.
Оборотная тара
Это логистические единицы многократного использования, которые участвуют в цепочке движения груза до того момента, пока не придут в негодность. К ним могут относиться как контейнеры, так и ящики, поддоны, палеты. Для распределения затрат и рисков, а также поддержания парка оборотных упаковочных изделий на высоком уровне, компании объединяются в пулы, которым управляет оператор с помощью использования радиочастотной идентификации.
RFID-метки
Сегодня система радиочастотной идентификации стала неотъемлемой частью современной логистики. Получить данные о местонахождении оборотной тары в режиме онлайн можно благодаря установке RFID- технологии, для которой следует использовать специальное программное обеспечение. Крупнейшим поставщиком оборудования и ПО является компания Клеверенс.
Работа системы выглядит следующим образом: после прибытия партии с товаром в определенную точку следования данные RFID-меток считываются стационарными считывателями, установленными при въезде, или мобильными терминалами. Информация тут же сообщается участникам цепочки поставок. Таким образом, легко отследить, где в конкретный момент находится каждый элемент, а в случае его повреждения можно определить, в какой точке и по чьей вине это произошло.
Классификация и виды транспортной тары для перевозки грузов
По своим конструктивным и эксплуатационным характеристикам упаковки подразделяются на группы по различным признакам.
С учетом технологии изготовления
Применяются разные методы производства в зависимости от материала изготовления и в соответствии с назначением изделий:
- литье;
- склейка;
- прессовка;
- выдувка;
- вспенивание;
- термоформовка;
- сварка.
С учетом частоты применения
По этому критерию различают:
- тарную продукцию – для единоразовой транспортировки с последующей утилизацией;
- оборотную – для долгого и многократного использования, пока не придет в негодность.
По степени прочности
Конструктивно грузовая тара может быть:
- Жесткой, не изменяющей формы при незначительных механических воздействиях. Отличается повышенной прочностью и стойкостью к влиянию атмосферных и агрессивных внешних факторов. Это могут быть бочки, ящики, цистерны, контейнеры, поддоны.
- Мягкие изделия для размещения продукции при заполнении могут изменять свою форму и габариты. К ним относятся мешки из различных материалов, разовые контейнеры.
С учетом компоновки
Упаковка бывает:
- Разбирающаяся. Производится из деталей и поставляется в виде заготовок. Перед заполнением изделие требует сборки.
- Неразборной. Изготавливается в цельной конструкции. Ее невозможно разбирать.
- Складной. Упаковочная единица складывается и собирается без использования дополнительных материалов и инструментов (например, коробки).
С учетом типа упаковываемой продукции
Вид тары зависит от того, в каком состоянии транспортируется груз: в штучном исчислении, сыпучей форме или в жидкой консистенции. Для каждого из этих типов используются соответствующие емкости для размещения продукции.
Требования к упаковке
Выбирая упаковочные изделия, следует обращать внимание на следующие факторы:
- Соответствие специфике перевозимых товаров. Для разных состояний, габаритов и веса необходимы надлежащие емкости, отвечающие эксплуатационным характеристикам.
- В зависимости от способа перевозки выбирать упаковку с необходимым типом фиксации, защиты от механических, вибрационных и атмосферных воздействий.
- Следует учитывать климат и погодные условия на протяжении всего маршрута, чтобы в дороге продукция не пришла в негодность из-за температурных колебаний и атмосферных осадков.
- Транспортная тара, которая предназначена для опасных грузов, должна иметь специализированную сертификацию.
- Отсутствие доступа к товарам.
- Продукция, которая требует особых условий хранения и правил транспортировки, должна соответственно маркироваться, используя манипуляционные знаки и инструкцию по обращению с ней.
Материал | Тип |
Металл | контейнеры, жестяные и алюминиевые банки, барабаны |
Древесина | ящики, короба, палеты |
Пластиковый и полимерный материал | поддоны, пленка, мешки |
Картон и гофрокартон | лотки, коробки |
Где указаны правила упаковывания
Предписания регулируются договорами поставок, но в то же время они должны соответствовать госстандартам и ТУ производителей, а также техническим требованиям Таможенного Союза. Существуют различные ГОСТы для каждого вида тарной продукции.
- Так, например, об их видах по классификатору стандартов можно узнать в сборнике ГОСТ группа 55 «Упаковка и размещение грузов».
- Вся необходимая информация о транспортировке товаров, отправляемых на экспорт, освещена в ГОСТ 24634-81.
Также в качестве примера отметим, что воздушные и морские порты формулируют собственные правила к транспортной таре.
Вот еще несколько правоприменительных актов, которые регулируют вопросы, связанные с ней. В документации присутствуют полные списки стандартов, информирующих о том, в каких случаях и каким образом следует использовать различные технологии для сохранности и безопасности перевозимой продукции:
- ГОСТ 15846-2002.
- ISO 2234-2014.
- ГОСТ 26653-2015.
Подведем итоги
Существует широкий спектр разновидностей упаковочных изделий для размещения товаров. Они помогают безопасно хранить, складировать и транспортировать товарные единицы. С ростом технологий появляются новые материалы для их изготовления и перемещения. Классификация проводится по следующим характеристикам: назначению, материалу, составу, конструкции, технологии производства. Виды транспортной тары и ее назначение различаются в зависимости от требований, применяемых к ним, и их конкретных типов.
Вопросы – ответы
Как выбрать подходящую транспортировочную упаковку?
При их выборе следует учитывать:
- свойства и особенности продукции, которую предстоит перевозить;
- тип средства для доставки груза в целостности;
- погодные условия и климат при длительности транспортировки.
Какие особенности есть у тары для жидких продуктов?
Каждый тип наливных жидкостей требует соблюдения особых инструкций при перевозке, но существуют общие требования для всех типов веществ.
- Жидкости должны быть правильно упакованы в специальные приспособленные контейнеры или цистерны, плотно закреплены и герметично закрыты.
- При транспортировке следует соблюдать температурные режимы, санитарные нормы, ограничение скорости и правила безопасности. Это особенно касается легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ. Для перевозки таких грузов необходима специальная сопроводительная документация, а также водителем должна быть получена квалификация и разрешение ДОПОГ.
- Запрещено использовать одну и ту же цистерну для перевоза химических и пищевых веществ.
- При проведении смены наливных продуктов необходимо проводить процедуру пропарки.
- Пищевую тару перед наполнением следует дезинфицировать.
Какие стандарты существуют для маркировки транспортной упаковки?
Обозначение грузомест регулируется ГОСТ 14192—96. При транспортировке опасной продукции должны учитываться требования ГОСТ 19433.
Количество показов: 1858